Мария Чистякова
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Песочную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Песочную страну»
(используемые технологии: исследовательской деятельности, игровые,
информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, нетрадиционная техника рисования)
Автор-составитель: Чистякова М. В., воспитатель
Цель: вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
• формировать представления детей о свойствах сухого и влажного песка;
• формировать умение изображать солнышко из песка;
• знакомить с правилами поведения детей при игре с песком.
Развивающие:
• развивать умение проводить несложные эксперименты;
• развивать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком, творческое воображение;
• развивать речевую активность, мышление, память;
• развивать умение отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности;
• развивать мелкую моторику рук, координацию речи с движениями.
Воспитательные:
• воспитывать аккуратность в работе;
• вызвать интерес к изображению солнца в сотворчестве с педагогом и другими детьми;
• воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
• воспитывать отзывчивость, доброжелательность;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Реализуемая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»; «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: беседа с детьми о свойствах песка; рассматривание иллюстраций «Играем с песком»; чтение загадок, стихотворений о песке; разучивание потешки «Дождик»; лепка куличей и различных построек на прогулке в песочнице.
Используемые материалы и оборудование: мультимедиа, презентация «Песок и его свойства»; ящики (4 шт., песок, песок цветной (жёлтый, лейка с водой, формочки, воронка, фартуки, ведёрко, поднос, корзинка, клеёнка прозрачная, ватман, кисточка, клей ПВА, влажные салфетки, подарок «Радужный песок».
Методы и приёмы:
Словесные: проблемно-поисковые вопросы; диалог; художественное слово – загадка, стихотворение, потешка.
Наглядные: просмотр мультимедийной презентации.
Практические: погружение в игровую ситуацию, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы, физминутка, подвижная музыкальная игра, самостоятельная творческая деятельность детей, экспериментирование, сюрпризный момент.
Ход совместной деятельности:
1. Вводная часть (организационный момент).
• Утреннее приветствие.
(Дети стоят на ковре полукругом перед воспитателем, затем становятся в круг.)
Воспитатель:
Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
Если каждый улыбнётся
Утро доброе начнётся!
Воспитатель: Дети, вы любите смотреть сказки?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой сказке есть своя волшебная страна? Посмотрите на экран. (Слайды № 2 - 8 - картинки сказочных стран, звучит фоновая музыка.)
Воспитатель: Но есть необычная страна. А почему она необычная вы узнаете, когда отгадаете загадку.
• Загадывание загадки.
Воспитатель:
Он и желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать
И в «куличики» играть.
Дети: Это песок!
Воспитатель: Верно. Значит, эта страна состоит из чего?
Дети: Из песка.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
• Чтение стихотворения Н. Дилакторской «Песочная страна».
Воспитатель:
Течёт в стране песочной песочная река,
Построен дом высотный из жёлтого песка,
А справа возле речки, где круче бережок
Пекут в песочной печке песочный пирожок.
Воспитатель: Посмотрите, какие замки можно построить из песка! (Слайды № 9 - 14 – слайды «Замки из песка» под фоновое сопровождение.)
Воспитатель: Ой, ребята, взгляните! Кто это там на экране?
• Сюрпризный момент (Зайчик).
(Слайд № 15 – на слайде появляется Зайчик, который обращается к детям (аудиозапись).
Зайчик: Здравствуйте, ребята! Я волшебный Зайчик из Песочной страны. В моей стране уже давно не светит солнышко, стало пасмурно и очень скучно и у всех жителей каждый день плохое настроение. Я хочу помочь своим друзьям, но один не справлюсь. Вы мне поможете?
Дети: Да!
Зайчик: Тогда я поспешу к вам!
(Стук в дверь. Входит зайчик.)
Зайчик: Здравствуйте, дети, я очень к вам спешил!
Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. А напомни нам, пожалуйста, из какой ты страны?
Зайчик: Из Песочной.
Воспитатель: Ой, как здорово, что ты к нам пришёл. Наши дети очень любят играть в песок. Правда, ребята?
Дети: Да!
Зайчик: А давайте мы с вами поиграем.
• Физминутка.
(Дети повторяют за Зайчиком движения.)
Зайчик:
Раз, два, три четыре, пять (прыжки)
Вышел Зайчик погулять. (ходьба на месте)
Вот я всех ребят встречаю, (приседание)
В Песочную страну приглашаю! (хлопают в ладоши)
Воспитатель: Ребята, вы хотите поиграть в песок?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Прежде чем пройти в Песочную страну, давайте познакомимся с правилами игры с песком. (Слайды № 16 – 20 - Правила игры с песком: 1. Нельзя брать песок в рот – можешь подавиться! 2. Нельзя бросать песок в лицо - можешь повредить глаза! 3. Нельзя вдыхать песок – будет трудно дышать! 4. После игры с песком надо обязательно вымыть руки с мылом)
(После проговаривания правил игры с песком, дети надевают фартуки и проходят к столам с песком.)
2. Основная часть (содержательно - деятельностный этап).
• Упражнение «Здравствуй, песочек».
Воспитатель: Песок наш тоже волшебный, давайте с ним поздороваемся. Повторяйте за мной.
Здравствуй, здравствуй песок,
Здравствуй, здравствуй дружок,
Будем мы с тобой играть
И не будем обижать.
(Дети повторяют приветствие за воспитателем.)
Воспитатель: Послушайте, песок тоже с нами здоровается. (Высыпать песок из ведёрка.)
Вот он как с нами разговаривает: с-с-с. Повторите: с-с-с.
Дети: с-с-с.
Воспитатель: Молодцы!
Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.
Воспитатель: Положите ладошки на песок и потрогайте его, погладьте. Какой он?
Дети: Сухой, мягкий, гладкий, светлый и т. д.
• Самомассаж.
Воспитатель: Давайте развеселим песок, пощекочем его. Сначала одной рукой, затем второй, потом двумя руками.
(Дети выполняют задание.)
Воспитатель: А теперь погреем песочек. Наберём в руки песок и потрём его между ладоней. (Упражнение выполняется 2-3 раза) Что вы чувствуете?
Дети: песок стал тёплым.
Воспитатель: Молодцы!
• Игра «Самый сильный».
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Самый сильный». Возьмите немного песка в кулачок и крепко сожмите. Трудно или легко его удержать?
Дети: Трудно. Он высыпается из кулачка.
Воспитатель: Почему? Как вы думаете?
(Предполагаемые ответы детей.)
• Опыт «Сыпучий песок или нет?»
Воспитатель: А теперь высыпайте песок из кулачка. Что происходит?
Дети: Песок сыплется.
Воспитатель: Правильно, песок сыплется, потому что состоит из множества мелких сухих песчинок, которые не прилипают друг к другу.
(Воспитатель берет воронку и насыпает в неё песок.)
Воспитатель: Посмотрите, как сыплется песок?
Дети: Песок сыплется струйкой.
Воспитатель: Верно. Значит, если песок сыплется струйкой, значит, он какой?
Дети: Он сыпучий, сухой.
Воспитатель: Умницы! Давайте насыплем в формочки песок и попробуем слепить куличики.
(Дети пробуют слепить куличики из песка.)
Воспитатель: Получились куличики?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему не получились куличики?
Дети: Песок сухой.
Воспитатель (делает вывод): Зайчик, ребята, запомните, сухой песок он светлый и сыпучий, из сухого песка куличики нельзя сделать.
Экспериментальная деятельность детей с мокрым песком.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чтобы песок стал мокрым, что надо сделать?
Дети: Надо налить воду, надо его полить, надо чтобы дождь пошёл и т. д.
Воспитатель: Давайте, чтобы пошёл дождик, вспомним потешку.
• Потешка «Дождик».
Воспитатель вместе с детьми:
Дождик, дождик, лей веселей,
Своих капель не жалей
Для цветов и для полей
И для маленьких детей!
(Слайд № 21 - слайд «Дождик», звучит музыка «Звуки природы: шум дождя.)
(Воспитатель льёт из лейки воду.)
Воспитатель: Посмотрите, куда делась вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Потрогайте песок. Какой он стал?
Дети: Мокрый.
Воспитатель: Верно, ребята, песок стал влажным. Он тёплый или холодный?
Дети: Холодный.
Воспитатель: А цвет песка изменился?
Дети: Да.
Воспитатель: Какой он стал по цвету?
Дети: Тёмный.
Воспитатель: Теперь возьмите песочек в кулачок, попробуйте высыпать. Сыплется?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему теперь песок не сыплется?
Дети: Песок мокрый.
• Опыт «Лепим из мокрого песка».
Воспитатель: Давайте, слепим угощение для жителей Песочной страны.
Дети: Давайте!
(Дети начинают лепить пирожки, куличики.)
Воспитатель: Получаются у вас пирожки? Легко лепить из мокрого песка?
Дети: Да!
(Дети лепят из песка пирожки, выкладывают их на поднос.)
Зайчик: Ой, какие пирожки вы слепили, спасибо вам! Жители Песочной страны будут очень довольны вашими пирожками!
Воспитатель (делает вывод): Ребята, Зайчик, запомните. Если в песок налить воду, он станет мокрым и холодным. Мокрый песок не сыпучий. Влажный песок прекрасно сохраняет форму, поэтому из него легко лепить.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А сейчас давайте попрощаемся с песком. До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!
(Дети прощаются с песком.)
Воспитатель: Ребята, вы все правила работы с песком выполнили, работали аккуратно, давайте вспомним ещё одно правило, что нужно сделать после работы с песком?
(Дети вытирают руки влажными салфетками, снимают фартуки.)
Зайчик: Ребята, давайте ещё поиграем!
Дети: Давайте!
• Подвижная музыкальная игра «Зайчик» (слайд № 22 - музыкальный клип «Зайчик»)
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
(дети присаживаются на корточки и руками изображают, как зайка шевелит ушками)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть.
(дети слегка прихлопывают ладошку об ладошку)
Зайка серенький, вставай!
В прятки с нами поиграй!
Вот так, вот так
В прятки с нами поиграй!
(дети встают и попеременно то закрывают, то открывают глаза)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
(дети прыгают на двух ногах, прижав руки к груди)
• Рисование песком.
Воспитатель: Дети, Зайчик, а вы знаете, что с песком можно не только играть, лепить из него и строить, но ещё песком можно рисовать? Проходите за мной я вам покажу.
(Дети подходят к столу с ватманом и жёлтым песком.)
Воспитатель: Сейчас я клеем нарисую рисунок, а вы будете сыпать песок.
(Дети работают под фоновую музыку.)
Воспитатель: Сейчас я стряхну лишний песок, и мы увидим что получилось… Дети, посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось - яркое, лучистое!
• Чтение стихотворения А. Барто «Солнышко».
Воспитатель:
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки –
Очень рады солнышку.
Воспитатель: А давайте, подарим солнышко нашему Зайчику, чтобы в его Песочной стране не было скучно и всегда было светло и тепло! (Слайд № 23 – слайд «Солнышко» под фоновое сопровождение.)
Дети: Давайте!
Зайчик: Спасибо, дети! Как рады будут жители Песочной страны! Теперь там никогда не будет грустно!
Воспитатель: Дети, Зайчику пора возвращаться в свою страну, он заберет с собой солнышко и пирожки.
Зайчик: Ребята, вы такие замечательные, вы так мне помогли! Я тоже хочу подарить вам подарок. Это набор «Радужный песок». Из него вы сделаете красивые поделки с воспитателем. До свидания!
Дети с воспитателем: До свидания, Зайчик!
Воспитатель: Дети, посмотрите, в Песочной стране засветило солнышко и я думаю, что теперь у жителей хорошее настроение.
(Слайды № 24-25 - на экране слайды солнечной Песочной страны под фоновое сопровождение).
3. Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы узнали о песке.
Дети: Мы узнали, что песок может быть сухой и мокрый.
Воспитатель: В чём их отличие?
Дети: Сухой песок он светлый, сыпучий, из него нельзя делать куличики. А мокрый песок
он тёмный, холодный, не сыпучий, из него можно лепить куличики.
Воспитатель: Молодцы, всё верно. Дети, когда закончили игры с песком, то что надо сделать?
Дети: Нужно вымыть руки с мылом.
Воспитатель: Правильно. Идём все дружно мыть руки с мылом.