Оксана Гусева
Конспект НОД по познавательному развитию. Родился хлеб душистый из зёрен золотистых
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
- закрепить знания детей о пути хлеба от поля до стола;
- закрепить представления о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
- познакомить детей с зерновыми культурами, из которых делают муку;
- воспитывать уважение к труду взрослых.
Материалы:
Темочки:
Зёрна пшеницы, ржи, мука пшеничная и ржаная, картинки с изображением с/х машин, разные виды хлеба и хлебобулочных изделий.
На красивом подносе лежит круглый хлеб, воспитатель берё т поднос в руки и читает стихотворение:
Вот он – хлебушек душистый.
Вот он- тёплый, золотистый,
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Воспитатель: Ребята, вы чувствуете аромат? Так пахнет хлеб! И сегодня мы с вами будем говорить о хлебе. А откуда мы его берём?
Дети: Покупаем в магазине.
(воспитатель демонстрирует картинки или натуральные хлебобулочные изделия)
Воспитатель: Хлебобулочных изделий много, назовите их.
(дети называют хлебобулочные изделия : булка, батон, хлеб, калач, торт, пирог, баранки и т. д.)
Воспитатель: Когда-то, очень давно, человек нашёл какие- то зёрна, попробовал жевать их, они показались ему очень вкусными. Вскоре человек додумался измельчать зёрна камнями и получилась мука, а затем человек научился выпекать хлеб.
На Руси хлеб всегда пользовался почетом и уважением. Гостя встречали хлебом и солью.
Даже пословицы о хлебе сложили.
Хлеб – всему голова!
Без хлеба нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно.
Было время, когда кусочек хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны, хлеб пекли из шелухи, и травы- лебеды. Ведь в то тяжёлое время других продуктов не было. Люди ценили каждый грамм хлеба, они понимали что хлеб – это жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но следует помнить, что к хлебу нужно относиться уважительно, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.
Ведь он прошёл долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. И сегодня мы с вами узнаем кто и как выращивает хлеб. Я предлагаю вам отгадать загадку:
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет-
Пять плугов тащит (Трактор)
(воспитатель показывает картинку с изображением трактора)
Воспитатель: Кто работает на тракторе?
Дети: Тракторист.
Воспитатель: Весной тракторист на тракторе пашет землю. Он готовит землю для посева зерна. Ведь недаром говорят «Весенний день год кормит»
Воспитатель: А сейчас мы рассмотрим зёрна пшеницы и ржи.
(дети подходят к столу, где разложены зёрна и мука пшеничная и ржаная).
Воспитатель: Как называют эти зерна? (Хлебные)
Это зерно пшеницы. Как называется мука из пшеницы? (Пшеничная)
(дети рассматривают пшеничную муку, можно понюхать, попробовать на вкус)
А это, ребята, рожь. Какую муку получают из ржаной муки? (Ржаную)
(дети рассматривают ржаную муку).
А чем пшеничная мука отличается от ржаной?
Воспитатель: Наступает пора сеять хлеб. Когда сеять зерно – решает агроном.
Идёт время, зерна прорастают, появляются всходы и вот уже поля в золотых колосьях пшеницы. Теперь главная задача- сберечь урожай. Но вот наступила осень, пшеница созрела, пора жать.
А сейчас пришла пора разминки.
(Дети идут по кругу выполняя движения по тексту)
А мы пашенку пахали,
Глубокие борозды махали.
Борозды глубокие, полосы широкие.
Сеем, сеем, посеваем.
Зерно в пашенку бросаем.
В землю тёплую уйдите,
К солнцу колосом взойдите.
А мы жнецы молодые,
У нас серпы золотые.
Мы жито жали, на межу клали.
В поле стогами, на стол пирогами.
Воспитатель: А сейчас я загадаю вам ещё одну загадку:
Он идёт, волну сечет,
Из трубы зерно течет (Комбайн)
Кто работает на комбайне?
Дети: Комбайнер.
Воспитатель: Хоть и собрано зерно,
Да не хлеб ещё оно.
Зёрна везут на элеватор, там его высушат, а затем- на мельницу, где его перемелят в муку.
Как называется человек, который работает на мельнице? (Мельник).
Дальше муку везут в пекарню. Человек который работает в пекарне, называется пекарь. Из муки он делает тесто.
На большом хлебозаводе
Станет тестом та мука,
Хлебу путь теперь не долгий-
Вот он в булочной на полке,
Вот уже к тебе на стол
Он пожаловал- пришёл.
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Цепочка»
Откуда хлеб пришёл?
Из магазина.
В магазин откуда попал?
Из пекарни.
Что делают в пекарне?
Пекут хлеб.
Из чего пекут хлеб?
Из муки.
Из чего мука?
Из зерна.
Откуда зерно?
Из колоса.
Откуда колос пшеницы?
Вырос в поле.
Кто вырастил пшеницу?
Хлебороб.
Воспитатель: Чьи же руки прикоснулись к хлебу?
(Тракториста, комбайнера, мельника, пекаря, продавца)
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
Слава миру на земле,
Слава хлебу на столе!
(Далее воспитатель приглашает детей на чаепитие с разнообразными хлебобулочными изделиями)
Литература:
С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, Е А. Екжанова. «Радуга»- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования ; Москва «Просвещение» 2014.
Т. И. Гризик. Познавательное развитие детей 2-8 лет; мир природы и мир человека. – М. Просвещение, 2014 г.
Гризик Т. И Познаю мир : методические рекомендации, - М., Просвещение, 2002 г.
Гризик Т. Н. Ребенок познает мир, - М., Издательский дом «Воспитание дошкольника»
Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада.
Метода. Воронеж, 2014