Любовь Владимировна Волкова
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в страну мастеров» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание. Познакомить детей с художественным промыслом России. Формировать умение видеть, понимать красоту художественных изделий. Учить самостоятельно строить композицию с учетом формы узора. Развивать речевую и познавательную активность.
Формировать основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому.
Словарная работа. Филимоновская игрушка, русская гжель, золотая хохлома.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в страну мастеров“ для детей средней группы» размещена в разделах
Материал. Настенное оформление мастерицами гжели, хохломы, филимоновской игрушки. Выставка филимоновских игрушек, изделия с хохломской и гжельской росписью. Два набора элементов цветка, конверт с карточками на которых изображены предметы хохломы, гжели, филимоновской игрушки.
Предварительная работа. Проведение непосредственной деятельности «Русская красавица»(знакомство с русской матрешкой, «Знакомство детей с игрушками – забавами», «Знакомство детей со скульптурой малых форм».
Воспитатель. – Дети, а вы знаете, что у нас в стране талантливые мастера и мастерицы искусством равных которым нет на всем белом свете. И мы сейчас с вами отправимся в путешествие в страну «Мастеров». Путешествуя по стране, мы увидим, какие красивые предметы они умеют делать. Сейчас мы сядем в наш поезд и отправимся в путь.
Дети садятся на стульчики, изображают движения поезда.
Воспитатель и дети вместе:
Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук -тук
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Для детей вагон второй,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Воспитатель. – Внимание! Уважаемые пассажиры, мы приехали в Тульскую область. Остановка «Филимоново»!
Воспитатель предлагает детям выйти из «вагона» и подойти к «Филимоновской мастерицы» выставки игрушек.
Воспитатель. Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей, расписная,
Для игры и забавы детей.
Воспитатель показывает детям филимоновские игрушки.
Воспитатель. – Ребята, рассмотрите эти игрушки. Игрушечным делом
занимались только женщины, девочки уже с семи лет начинали лепить «свистульки». Работали зимой, в свободное от сельских трудов время. Мастерицы лепят фигурки из глины. Из нее вытягивают мастерицы всю фигурку сразу. Обожженные игрушки расписывают «перышком» т. е. короткой кисточкой из куриных перьев, которую делали сами.
- Дети, понравились вам игрушки?
Дети. –Да-а.
Воспитатель.- Филимоновские игрушки-
Разноцветные зверюшки
Не желают реветь
Желают свистеть!
Воспитатель показывает детям, как свистят игрушки, забавляя детей.
Воспитатель.- Ребята, пора нам снова отправляться в путешествие.
Дети садятся на стульчики – «вагончики», изображают движения поезда.
Воспитатель и дети вместе:
Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук -тук
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Для детей вагон второй,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Воспитатель. Внимание! Уважаемые пассажиры, мы приехали в Нижегородскую область. Остановка «Золотая хохлома»!
Воспитатель предлагает детям выйти из «вагона» и подойти к «Мастерицы хохломы» выставки народных промыслов.
Воспитатель. – Как волшебница жар – птица
Не выходит из ума,
Чародейка, мастерица,
Золотая хохлома!
Воспитатель обращает внимание детей на предметы хохломской росписи.
-Дети, эти предметы сделаны из дерева, выточенные на токарном станке, а потом расписаны яркими цветами.
Элементы росписи: листочки, ягодки, цветочки, стебелек, завиток.
Здесь хозяева три цвета? Черный, красный, золотой
Посмотри товар, какой!
Дети рассматривают предметы хохломы
Воспитатель. - Дети, мастерица «Золотой хохломы» приготовила нам два конверта, в них задание собрать цветы.
Воспитатель отдает один конверт девочкам, другой мальчикам.
Игра «Кто быстрее соберет цветок»
Затем воспитатель снова приглашает сесть в вагончик.
Дети садятся на стульчики, изображают движения поезда.
Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук -тук
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Для детей вагон второй,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Воспитатель. – Внимание! Уважаемые пассажиры, мы приехали в Московскую область. Остановка «Русская Гжель»!
Дети выходят из вагончиков подходят к «мастерицы Гжели», у нее выставка посуды гжель.
Воспитатель. – Чашки, чайники и вазы
Отличите это сразу
Белый фон снегов белей,
Синий – небушка синей.
Кружевное это чудо
Привезли его откуда?
Это русская, звонкая гжель!
На заводе художественной керамики в поселке Турыгино делается посуда из фаянса и фарфора с сочной синей росписью по белому фону.
Воспитатель . – Дети, я собой в дорогу взяла конверт с подарками для наших мастериц. Только вот забыла кому-какой подарок. Помогите мне разобраться.
Дети рассматривают картинки с изображением гжели, хохломы, филимоновских игрушек и расставляют их по назначению к изделиям народного промысла. Воспитатель благодарит детей за оказанную помощь.
Воспитатель .-Ребята, вы так понравились мастерицам, что они вас решили угостить и передали вам угощение.
Мастерам и мастерицам родной стороны
Большое спасибо сказать мы должны
За то, что их руки не устают,
Искусство красивое нам создают.
Воспитатель .- Что ж, время прошло, а мы и не заметили. Пора в детский сад возвращаться.
Дети говорят спасибо, садятся в вагон и отправляются в путь в детский сад. Во время пути воспитатель спрашивает детей, где они сегодня путешествовали, к каким мастерицам и какие изделия народного промысла они видели.
Воспитатель и дети вместе:
Поезд мчится и грохочет,
Тук-тук-тук, тук-тук -тук
Машинист во всю хлопочет,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Поезд мчится под горой,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Для детей вагон второй,
Чух-чух-чух, чух-чух-чух.
Воспитатель. – Внимание! Уважаемые пассажиры, на этом наше путешествие закончилось, мы приехали в Мордовскую республику г. Саранск, конечная остановка «детский сад №88».
Литература
Н. Б. Халезова
Основы изобразительного
искусства и методика
руководства изобразительной
деятельностью детей
Просвещение - 81
Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина
Сценарий занятий
По культурно – нравственному воспитанию
Москва - 2006
Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова
Сценарии занятий
по комплексному развитию
дошкольников
Москва 2008
Дошкольное воспитание
02/2013, 04/2014