Тамара Павловна Исаева
НООД по познавательному развитию на тему: «Осень» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Расширить представление детей об осени, ее приметах.
Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
Учить детей правильно строить предложения.
Воспитывать бережное отношение к природе.
МАТЕРИАЛ:
1. Иллюстрации с изображением времен года.
2. Грибы – фишки.
3. Корзиночки с грибами.
4. Овощи свежие, соленые и маринованные.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Грустнее, грусть; блистают, убор.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Публикация «НООД по познавательному развитию на тему: „Осень“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Чтение стихов об осени : А. Блок, А. С. Пушкин, А. Плещеев.
Загадки о временах года, осенние приметы.
Рассматривание картины художника И. Левитана «Золотая осень».
Слушание музыки П. И. Чайковского «Времена года».
I. Воспитатель обращает внимание детей на гостей, спрашивает, что нужно сказать, когда приходят гости? Дети здороваются с гостями.
- Наши гости посмотрят, как мы играем и готовимся к школе.
Воспитатель строит детей в линейку, спрашивает по очереди.
II.
- Сядет тот, кто назовет сейчас время года? (золотая осень).
- Что значит слово – золотая? Как вы его понимаете? (когда деревья золотые, когда листья блестят на солнце, когда листва на деревьях разноцветная).
- Какой сейчас идет месяц? (октябрь).
- Какой месяц был перед октябрем? (сентябрь).
- Какой месяц будет после октября? (ноябрь).
- Назовите все осенние месяцы. (сентябрь, октябрь, ноябрь).
- Сколько всего времен года? (четыре).
- Какое время года будет после осени? (зима).
- Какое время года бывает между летом и зимой? (осень).
Назовите все времена года, начиная с осени (осень, зима, весна, лето).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, дети получают фишки – грибы.
III.
- Мы с вами отметили, что наступила осень, осенняя пора.
- Осень – очень красивое время года, поэтому многие художники рисовали осень, композиторы писали музыку на осенние темы, а писатели и поэты посвящали осени рассказы, сказки, стихи.
Детям предлагается игра «Помоги художнику» - нужно расставить картины по временам года в правильном порядке, начиная с осени. Ребенок, работавший у доски, получает фишку.
Воспитатель обращает внимание детей на осанку, просит послушать внимательно стихотворение К. Бальмонта «Осень» :
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
После чтения проводится беседа с детьми по вопросам:
- Что я вам прочитала? Стихотворение, сказку или рассказ? (стихотворение).
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (об осени).
Проводится словарная работа:
- Как вы понимаете слово грустнее, грусть? (когда остаешься дома один, становится грустно, грустно, когда болеешь, когда нет друзей, тоже грустно).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, дети получают фишки.
- А что вы можете сказать о слове блистают? Как вы его понимаете? (это когда что-то блестит, блестят бусы, золотая цепочка, сережки, блестит, сверкает салют, это когда разноцветные листья блестят на солнце).
Воспитатель хвалит детей, раздает фишки.
- А как вы понимаете слово убор? (разноцветные листья на деревьях, красивый наряд, праздничное платье).
Воспитатель хвалит детей, раздает фишки.
IV.
- Дети! Мы с вами знаем много осенних примет. Давайте их вспомним. Нужно построить предложения, которые будут начинаться со слова осенью :
2. Осенью листья на деревьях желтеют и опадают.
3. Осенью перелетные птицы улетают на юг.
4. Осенью часто идет дождь.
5. Осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
6. Осенью люди одевают теплую одежду.
7. Осенью насекомые прячутся.
8. Осенью лесные звери готовятся к зиме.
9. Осенью люди убирают урожай.
10. Осенью в лесу много грибов.
Воспитатель хвалит детей за правильные предложения, раздает фишки.
V.
Проводится динамическая пауза со словами:
Мы капусту рубим, мы морковку трем,
Мы капусту солим, мы капусту жмем. (2 раза)
VI.
Пальчиковые упражнения:
В гости к пальчику большому приходили прямо к дому:
Указательный и средний, безымянный и последний
Сам мизинчик – малышок постучался на порог.
Рады пальчики, ура! В детский сад идти пора. (2 раза)
За динамическую паузу и пальчиковые упражнения дети также получают фишки.
VII.
Воспитатель предлагает детям присесть, проверяется осанка.
- Дети, мы с вами вспомнили, что осенью в лесу много грибов. А какие вы знаете грибы? (съедобные и несъедобные).
- Что значит съедобные грибы? (их можно варить, солить, жарить и мариновать).
- А что можно сказать о несъедобных грибах? (они ядовитые, ими можно отравиться).
- Назовите съедобные грибы? (сыроежки, белые грибы, опята, грузди, маслята, подберезовики, подосиновики, волнушки).
- Назовите ядовитые грибы (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички).
Воспитатель предлагает послушать рассказ В. Катаева «Грибы», проверяет осанку.
После чтения проводится беседа по вопросам:
- Эта сказка, рассказ или стихотворение? (рассказ).
- Куда ходили дети в рассказе? (в лес).
- Что они собирали в лесу? (грибы).
- Каких грибов набрал Павлик? (мухоморов).
- Каких грибов набрала Женя? (бледных поганок).
- Какие грибы были у Инночки? (10 боровиков).
- Как вы думаете, какие грибы мама будет жарить? (боровики, белые грибы).
Проводится игра «Чье ведерко?». Дети определяют, в каком ведре мухоморы, в каком поганки, а в каком боровики. Воспитатель предлагает посчитать боровики.
Воспитатель хвалит детей, раздаются фишки – грибы.
VIII.
- Осенью люди убирают урожай с полей и огородов. А у кого их нет, ходят за продуктами на базар. Хотите узнать, что произошло на кухне у одной хозяйке однажды осенью?
Проводится инсценировка английской народной песенки «Овощи».
- Дети! Хозяйка прислала нам угощение – соленые и свежие овощи.
Проводится игра «Угадай на вкус».
Овощи: соленый огурец, сырая морковь, маринованный чеснок, свежая капуста.
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус предложенные овощи. Гостям так же предлагается угощение.
Подводится итог занятия. Воспитатель спрашивает, о чем мы говорили на этом занятии, чем занимались, что узнали нового?
Воспитатель хвалит детей, подсчитываются фишки.
К доске приглашаются дети, которые имеют большее количество фишек.
Воспитатель выражает уверенность в том, что дети и на следующих занятиях будут отвечать так же хорошо и уверенно.