Наталья
Кружок по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков «Развивайка» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребёнок пойдет в школу – это развитие точных движений пальцев рук и всей кисти (тонкой моторики).
В. А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, чем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Публикация «Кружок по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков „Развивайка“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Кружок умелых пальчиков, мелкая моторика
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Систематические упражнения по развитию мелкой моторики помогают выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений. Кинестетический контроль за движением руки во время выполнения практических действий (штриховка, обводка, рисование) - эффективное средство компенсации и коррекции зрительной недостаточности и формирования двигательных навыков. А повторение одного и того же движения способствует автоматизации двигательных навыков, являющихся основой подготовки руки ребенка к обучению письму, развивает компенсаторные возможности мышечного чувства, учит детей рациональному использованию зрительного восприятия.
Тем не менее, надо заметить, что слабое развитие моторики остается основной проблемой детей, поступающих в первый класс.
Плохая моторика пальцев рук дает низкие результаты при выполнении различных заданий, например: обвести фигуру, нарисовать по образцу и т. д. Ребенок быстро устает, у него падает работоспособность. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
Цель: подготовка руки детей дошкольного возраста к письму, выявление практической значимости и путей улучшения развития мелкой моторики.
Задачи:
• Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.
• Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность).
• Развивать психические процессы (произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, а так же речь детей; умение действовать по словесным инструкциям, умение самостоятельно выполнять поставленные задачи; контроль за собственными действиями.
• Совершенствовать опыт просветительской работы с родителями.
• Обогащать содержание предметно – пространственной развивающей среды.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30-35 минут.
Сентябрь
1 – 2 неделя. Проведение мониторинга. Цель: Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
3 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Зарядка для ладошки» с мячиком
2. Пальчиковая гимнастика «Как живешь?», «Здравствуй, солнце»
3. Игра «Определи на ощупь» (мелкие игрушки, сухой бассейн)
4. Знакомство с графическим диктантом
4 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Дождик»
2. Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»
3. Работа со штриховкой (косые линии разной направленности)
4. Игра «Дождик, дождик, веселей!»
Октябрь
1 неделя. Цель: развитие мелкой моторики рук, внимания, памяти, сообразительности
1. Самомассаж пальцев рук «Растираем пальчики»
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики в лесу», «За ягодами»
3. Развивающая игра с использованием цветных канцелярских резинок «Танграм»
4. Графический диктант № 1
2 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.
1. Самомассаж пальцев рук «Овощи»
2. Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Компот»
3. Рисование по точкам и раскрашивание
4. Игра «Собираем урожай. Вершки и корешки».
3 неделя. Цель: развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Массажисты»
2. Пальчиковая гимнастика «Цветки»
3. Дидактическая игра «Повтори узор» (из счетных палочек)
4. Графический диктант № 2
4 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Пила»
2. Пальчиковая игра «Строим дом», «Домик»
3. Работа с мелким конструктором «Лего»
4. «Штриховка»
Ноябрь
1 неделя. Цель: Развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.
1. Массаж рук «Непростой шарик» с мячиком
2. Пальчиковая игра «Я мячом круги катаю»
3. Изготовление сенсорных мячиков из воздушных шариков и различных круп
2 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Спиральки»
2. Пальчиковая гимнастика «Мои веселые пальчики»
3. Развивающая игра «Ниточки-чудесницы» (техника ниткописи на бархатной бумаге)
4. Графический диктант № 3
3 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.
1. Массаж рук и пальцев «Согреем ладошки»
2. Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Пароход»
3. Игра «Капельки» (пипеткой перелить воду на скорость)
4. «Штриховка»
4 неделя. Цель: развитие подвижности суставов указательного и большого пальца ведущей руки.
1. Пальчиковая игра «Лесные звери»
2. Массаж пальцев с помощью прищепок «Котенок»
3. Дидактическая игра с прищепками «Кто быстрее?» (как можно больше и быстрее прицепить прищепки к различным поверхностям)
4. «Обведи трафарет и раскрась»
Декабрь
1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.
1. Массаж рук и пальцев грецкими орехами
2. Пальчиковая игра «Волшебники», «Игрушки»
3. Рисование крупой
4. Графический диктант № 4
2 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.
1. Массаж рук и пальцев шестигранными карандашами «Добываем огонь»
2. Пальчиковая гимнастика «В гости к пальчику большому», «Семья»
3. Изготовление пособия «Медуза» (пластиковая бутылка, шнурки или тонкие ленты, дырокол)
4. Игра «Продень ленту» (с вышеуказанным пособием)
3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук путем видоизменения отрезков проволоки в различные образы и фигуры.
1. Массаж рук и пальцев «Точилка»
2. Пальчиковая гимнастика «Помощники»
3. Сгибание фигур из гибкой декоративной проволоки «Шенил»
4. Рисование по точкам и раскрашивание
4 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Пружинка»
2. Пальчиковая гимнастика «Карусель»
3. Изготовление «волчков» (картон и зубочистка)
4. Игра «Чей «волчок» дольше крутится?»
Январь
1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук шишками
2. Пальчиковая гимнастика «Зоопарк», «Две сороконожки»
3. Игра «Медуза» (учимся плести косички)
4. «Штриховка»
2 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Согреем ладошки»
2. Пальчиковая гимнастика «Мороз»
3. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)
4. Вырезывание снежинок
3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук с мячиком-ёжиком
2. Пальчиковая гимнастика «Ёжик»
3. Игра «Медуза» (продолжаем плести косички)
4. Графический диктант № 5
4 неделя. Цель: развитие координации движений, графических навыков, мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Дорожки на ладошке»
2. Пальчиковая гимнастика «Дружба»
3. Игра «Моталки» (сматывание клубочков на скорость)
4. «Штриховка»
Февраль
1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Зимняя разогревалочка»
2. Пальчиковая гимнастика «Угощение»
3. Игра «Ловись, рыбка!» (намотать рыбку на удочку на скорость)
4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)
2 неделя. Цель: Развитие творческих способностей, координации движений, мелкой моторики рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Греем ручки»
2. Пальчиковая гимнастика «Курочка», «Кормушка»
3. Собираем бусы и браслет из мелкого бисера
3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук «Массажисты»
2. Пальчиковая гимнастика «Вьюшки-вью»
3. Игра «Золушка» (сортировка круп)
4. «Штриховка»
4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.
1. Самомассаж пальцев рук «Метели»
2. Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
3. Игра «Повтори узор» (из счетных палочек)
4. Рисование по точкам и раскрашивание
Март
1 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук «Растираем пальчики»
2. Пальчиковая гимнастика «Семья»
3. Игра «Медуза» (учимся плести витой шнурок)
4. Графический диктант № 6
2 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.
1. Самомассаж пальцев рук «Намыливание рук»
2. Пальчиковая гимнастика «Мои пальчики»
3. Игра «Развяжи узелок»
4. «Штриховка»
3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук «Спиральки»
2. Пальчиковая гимнастика «Воробьи»
3. Игра «Накорми воробушка» (отобрать семечки от гороха)
4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)
4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.
1. Самомассаж пальцев рук «Пружинка»
2. Пальчиковая гимнастика «Пальчики уснули»
3. «Ниткопись» (выкладывание форм и узоров на бархатной бумаге)
Апрель
1 неделя. Цель: развитие подвижности суставов указательного и большого пальца ведущей руки.
1. Самомассаж пальцев рук зубной щеткой
2. Пальчиковая гимнастика «Гномики»
3. Игра «Сушим белье» с прищепками (кто быстрее развесит платочки на веревку)
4. «Штриховка»
2 неделя. Цель: развитие подвижности суставов пальцев ведущей руки, общей умелости рук.
1. Самомассаж ладоней пластмассовым ковриком «Травка»
2. Пальчиковая гимнастика «Цветок»
3. Игра «Волчок»
4. Графический диктант «Рисовалки-повторялки» (по клеткам)
3 неделя. Цель: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук, графомоторных навыков.
1. Самомассаж пальцев рук с карандашом
2. Пальчиковая гимнастика «Девочки и мальчики»
3. Игра «Определи на ощупь» (мелкие игрушки, сухой бассейн)
4. Графический диктант № 7
4 неделя. Цель: формирование общей умелости руки. Развивать зрительно моторную координацию.
1. Самомассаж пальцев рук «Точим ножи»
2. Пальчиковая гимнастика «Посуда»
3. Игра «Медуза» (учимся плести плоский шнурок)
4. Рисование по точкам и раскрашивание
Май
1 неделя – 2 неделя. Проведение мониторинга. Цель: Выявить уровень сформированности мелкой моторики и графомоторных навыков, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.