Альбина Коноваленкова
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «История ложечки» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ручеёк»
Непосредственно образовательная деятельность
по теме «История ложечки»
познавательное развитие
подготовительная к школе группа
Подготовила :
Воспитатель: Коноваленкова А. Ю.
с. Гадалей
Тулунский район
Иркутская область
2016г.
Публикация «Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию „История ложечки“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «История ложечки»
Цель: формирование представления и познавательного интереса детей к знакомом предмету – ложке, развитие познавательных способностей через экспериментирование.
Задачи:
Развивающие задачи :
• Развивать познавательную активность и познавательную инициативу.
• Развивать умение устанавливать причинно - следственные и временные связи между предметами и явлениями.
Образовательные задачи :
• Обогатить представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки; о видовом многообразии однородных предметов (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям).
• Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать интерес к истории, умение видеть прекрасное в окружающем мире.
• Укреплять интерес к совместной деятельности с взрослым и сверстниками.
• Развивать интерес детей к народной культуре (предмет народного быта).
Целевые ориентиры: проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, любознательность; задаёт вопросы; интересуется причинно-следственными связями (Как? Почему? Зачем, обладает начальным представлением о себе, природном, социальном мире, в котором живёт. Может контролировать свои движения и управлять ими; уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим; активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Приё мы: погружение в игровую ситуацию, беседа, загадывание загадок, чтение стихов, поискво-исследовательская деятельность.
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, ИКТ- технологии.
Предварительная работа:
Реализация ФГОС: интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», использование игровой ситуации на протяжении всего занятия, внедрение развивающих технологий в работе с детьми.
Материалы и оборудование:
1. Презентация «Такие разные ложки!»;
2. Аудиозапись «Ложкари»;
3. Вазочка с вареньем;
4. Пластиковые ложки по количеству детей;
5. Цифры;
6. Предметы из дерева, пластмассы, металла;
7. Картинки с изображением различных ложек;
8. Коробка-посылка, в которой находятся различные ложки: сувенирная, чайная, столовая, детская, пластиковая, деревянная, шумовка.
9. Деревянные ложки (по 2 штуки на каждого ребёнка);
10. Небольшая ёмкость с водой;
11. Влажные или бумажные салфетки.
12. Пластмассовые ложки.
13. Нитки шерстяные, разноцветные, хлопковые.
14. Цветные лоскутки для украшения изделий.
15. Ленточки и глазки для игрушек.
16. Ножницы.
17. Клей
18. Удочки
19. Магниты.
Ход занятия:
Собираю детей вокруг стола, на котором стоим вазочка с вареньем, накрытая плотной салфеткой.
Воспитатель: - Ребята, представьте, что сегодня вы пришли ко мне в гости. А вот и угощение!
Ставлю на стол вазочку с вареньем.
Воспитатель: - Ешьте, не стесняйтесь! Почему же вы не едите?
Ответы детей (нет ложек).
Воспитатель: Вы верно заметили, ложек нет. Зато у меня есть вилки!
Дети пробуют зачерпнуть варенье вилкой, комментируют свои действия.
Воспитатель: Да, не получается. Поэтому сегодня мы с вами поговорим о таком привычном и необходимом предмете, которыми мы пользуемся на кухне – о ложке (слайд 1).
Презентация «История ложечки»
Вопросы к детям по презентации:
- Что делают люди на картине? (слайд 2)
- Чем они пользуются за столом?
- Как вы думаете, когда появились первые ложки?
- Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)
Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4). Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5, добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6, которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7). В них можно было хранить и варить еду (слайд 8, а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9). Время шло. Люди уже научились варить суп. Но палочкой суп не поешь. Однажды человек мешал палочкой еду, а она была широкая, и на ней было углубление, в котором еда и осталась. С тех пор человек научился вырезать из дерева ложки.
Деревянные чурбаки разбивали топором на мелкие чурки, которые в народе назывались «баклушами». Потом ножом вырезалась ложка.
Посмотрите, как раньше выглядела ложка. Потом стали ложку украшать резьбой и росписью. Ложки расписывались сказочными цветами и травами. Деревянные ложки - это традиционный русский сувенир.
В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10, или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)
- Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)
• Из металлов: серебра, золота, алюминия, нержавеющей стали (их так и называют – нержавейки); из пластмассы, из дерева (простые и расписные).
• Ложечки разного размера и разной формы предназначены для разных блюд (слайд 13). Например для первых блюд, горячего супа, каши – столовые ложки (слайд 14). Для десерта – десертные (слайд 15, для чая – чайные (слайд 16, для острых специй – очень маленькие (слайд 17).
- Как вы думаете, кто изготовил все эти ложки? (люди – мастера)
Физминутка
«Кукутики»
- А какие ложечки могут легко превратиться в музыкальные инструменты? (деревянные, металлические)
- Да, деревянные или металлические ложечки легко могут превратиться в музыкальные инструменты.
- Попробуем сыграть? Возьмите деревянные ложечки правильно и поиграем на ложках, как музыканты.
звучит аудиозапись «Ложкари» и дети играют на ложках.
Д/и «Услышь и посчитай»
В прошлый раз мы считали звуки. Теперь задание будет потруднее. Надо будет одновременно считать звуки, и показать цифру, соответствующую количеству звуков.
Игра «Плавает – не плавает»
- Давайте поиграем с ложками. Принесите мне, пожалуйста, три разные ложки: деревянную, пластмассовую и железную. У меня есть тазик с водой. Проверим, умеют ли ложки плавать.
-Какой вывод можно сделать?
«Как достать ложку из воды не намочив рук»
-Как достать железную ложку из воды, не намочив рук при этом. (После того как детям удается вытащить ложку из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде.)
Какой вывод можно сделать?
(Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой. Магнит притягивает только металлические предметы.)
Воспитатель обращает внимание на посылку.
- Ой, чуть не забыла! Утром, к нам в группу почтальон принес посылку, интересно, что в ней?
Достает из ящика много-много пластиковых ложек.
- Вот это подарок!
- Как вы думаете, на какие ложечки потрачено больше времени, труда и любви мастера? (деревянные, расписные). Какие замечательные ложки изготовил мастер. А вы хотите превратиться в таких мастеров?
- Давайте превратим наши пластиковые ложки в кукол? Для того чтобы куклы получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть!
-«Куклы из пластмассовых ложек».
– Рассмотрите образцы кукол. Какой материал потребуется для работы?
– Опишите этапы работы.
Описание этапов работы:
– Как изготовить волосы? Из шерстяных ниток. Приклеиваем их клеем с внутренней стороны ложки. Цвета ниток могут быть разные. Платье кукол – это конус из фетра с надрезом в верхней части, чуть ниже угла. Вставляем в надрез ложку и завязываем крепко ленточкой, можно с бантиком. Глазки на ложку наклеиваются.
Дети самостоятельно изготавливают кукол из ложек.
- Какие красивые куклы у вас получились (выкладывают их на поднос)
- Ребята, а что можно делать с этими куклами?
- Ребята, что нового мы сегодня узнали? (что у ложечки есть история, что первые ложки делали из глины, что у современного человека много ложек разной формы и размеров, для разной еды, что ложки делают из разных материалов)
- Есть ли у вас любимая ложечка, для какой еды, из чего она сделана?
- Для чего человеку может пригодиться ложка? (любоваться, есть, играть как на музыкальных инструментах)
- О чем вы расскажете сегодня родителям?
- Мне было очень интересно узнать о ложке так много нового, а вам?
Спасибо!