Тамара Сайфулина
Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов ХМАО в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Планирование работы по воспитанию любви к родному краю с детьми дошкольного возраста, в процессе ознакомления с культурой народов ХМАО
Календарно-тематический план в подготовительной группе
Сентябрь Родной край НОД: «Край мой Севером зовется».
Публикация «Календарно-тематический план по ознакомлению с культурой народов ХМАО в подготовительной группе» размещена в разделах
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
Цель: ознакомление с жизнью народов Севера, поддерживать интерес к культуре коренных народов ханты и манси. Способствовать к выражению отношения к жизни народов ханты и манси, к событиям истории в играх, рисунках, рассказах, вопросах.
Чтение рассказа Еремея Айпина «В тени старого кедра».
Экскурсия в ИКЦ «Старый Сургут».
Поделки из природного материала «Осенняя фантазия».
Цель: ознакомление с видами растительного
материала,
используемых для
поделок. Учить
составлять композицию из природного материала.
Рисование «Орнаменты народов ханты».
Цель: ознакомление с устным народным творчеством. Умение образно изображать и передавать на бумаге орнаменты народов ханты и манси – березовая ветка, шишка.
Рассматривание иллюстраций с изображением леса и альбома «Звери леса»; заучивание пословиц о лесе и отгадывание загадок о лесных зверях.
Дидактическая игра «Чей след».
Октябрь Предметный мир НОД: «Как ханты к зиме
готовятся».
Цель: продолжать знакомить детей с образом жизни ханты и манси. Формировать представления о
подготовительных работах народов Севера к зимнему периоду, обосновать их переезд с одного места на другое. Расширять представление детей о
традициях и культуре коренного населения. Читаем хантыйскую сказку «Почему бурундук полосатый».
Цель: развивать интерес к художественной литературе народов Севера.
Изготовление панно «Олени на стойбище».
Цель: ознакомление с
искусством народов
Севера. Учить выполнять простейшие технологические
приёмы при работе с мехом и использовать различные техники (отделка мехом).
Развивающая игра «Наш край – Югра!»
Сказка – раскраска «Буровичок– Югорка».
Дидактическая игра «Узнай и назови».
Ноябрь Коренные жители НОД «Знакомство с одеждой народов ханты и манси».
Цель: ознакомление детей с национальной мужской и женской одеждой, сделанных из оленьей шкуры и обувью. Развивать вкус, побуждение детей к
проявлению инициативы и творческой
самостоятельности при выборе орнамента.
Учить украшать одежду орнаментом. Обогащать словарь: малица, сокуй, сахи, ягушка, кисы, унты, нырик.
НОД «Плетение браслета из бисера».
Цель: знакомить с историей появления бисера. Из чего делают бисер, размер, цвет. Орнаменты из бисера: «Чумики», «Уши зайца», «Головки». Читаем сказку Еремея Айпина «Берестяной туесок».
Рассматривание иллюстраций
национальной одежды народов ханты.
Игры: «Рыба, птица, зверь», «Угадай по описанию».
Пальчиковые игры и упражнения со стихами о Севере.
Рисование «Узоры Севера».
Цель: учить детей декорировать рукавички симметричными узорами народов Севера. Дать понятие ритма.
Разучивание песни
«Оленёнок»
сл. Н. Соловьевой,
муз. Р. Гуцалюка.
Декабрь Малые фольклорные формы народов ханты и манси НОД : Загадывание загадок народов ханты и манси.
Цель: развивать способность слушать малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание. Уточнить представления детей о жанровых особенностях народов Севера, назначении загадок, пословиц, поговорок, примет. Активизировать словарь.
Аппликация снегиря из геометрических фигур «Житель Севера –
снегирь».
Цель: расширять знания детей о жизни снегирей, их повадках, способах передвижения. Ознакомление детей с разнообразием поведения птиц в
соответствии с временами года. Учить выполнять аппликацию снегиря из
геометрических фигур. Чтение «Сказки Севера».
Рисование «Стойбище»
Цель: учить передавать в деталях нарты, чум, собак, оленей. Обогащать представление детей о жизни оленевода; о взаимосвязи человека с природой.
Рассматривание
фотоальбома «Наши хвойные красавицы».
Рисуем «Кедр».
Северный фольклор «Легенды Севера».
Цель: привлекать детей к участию в совместном с воспитателем рассказывании произведений народов Севера. Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества произведений, поэтического фольклора о жизни народов Севера.
Дидактическая игра «Составь орнамент».
Январь Культура и быт народов Севера НОД : «Оленеводство».
Цель: продолжать знакомить детей с жизнью коренных народов Севера. Познакомить с одним из основных промыслов ханты и манси –
оленеводством. Показать его
необходимость для выживания людей. Воспитывать интерес к
народным промыслам тажных жителей. Уточнить знания детей об олене, его питании, миграции, образе жизни, пользе.
Чтение рассказов о диких животных из книги «Знакомим дошкольников с миром животных».
Рассматривание иллюстраций, детской энциклопедии животных.
Лепка: «Чайный сервиз для игрушек».
Цель: продолжать учить детей лепить посуду и украшать ее хантыйским орнаментом. Создание коллективной композиции. Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
Подвижная игра «Олень и охотник».
Февраль Животный мир Югры НОД Аппликация из меха «Медведь».
Цель: познакомить детей с медведем : его повадками, местом обитания, чем питается, как добывает себе пищу, как относится к нему народы ханты и манси. Обучать умению использовать для описания схему-модель «Животные». Учить детей работать с искусственным мехом. Воспитывать интерес и бережное отношение к животному миру нашего края.
НОД «Национальный орнамент».
Цель: учить детей составлять узор на изделиях, используя орнамент обско-угорских народов. Знакомить с особенностями национальной
одежды ханты, их орнаментом и
украшениями.
Развивать вкус, побуждение детей к проявлению творческой
самостоятельности при выборе орнамента. Прослушивание в грамзаписи легенды народов ханты и манси «Как человек превратился в медведя» A.M. Коньковой.
НОД «Рисование медведя».
Цель: вызвать у детей желание нарисовать медведя по трафарету (обводке) учить раскрашивать по контуру методом «тычка», прививать интерес к рисованию разными способами.
Музыкально-дидактическая игра «Кто как ходит» (музыка Г. Левкодимова).
Занятие по народно-характерному танцу.
Март Предметный мир народов ханты и манси НОД : «Берестяная посуда».
Цель: знакомить детей с кухонной утварью народов ханты и манси, ее названием, предназначением, материалом, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Показать, как мастера народного декоративно-прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию. Чтение хантыйской
сказки «Ай Нрум Хо».
Рассматривание
иллюстраций посуды
населения Сибири.
НОД: Рисование с элементами аппликации «Мальчик в малице».
Цель: учить детей передавать образ человека в хантыйской одежде. Упражнять в изготовлении малицы из целого куска меха. Закреплять представления о национальной одежде.
Дидактическая игра «Составь картинку».
Апрель Духовный мир народов ханты и манси : традиции и праздники Театрализованное представление «Медвежьи игрища».
Цель: приобщать детей к духовной культуре народов ханты и манси : показать детям отношение народов Севера к медведю, как к священному животному, их веру в его могущество. Воспитывать интерес к народным традициям и обрядам ханты и манси.
Привлекать детей к драматизации. Чтение хантыйской сказки «Айпух».
Лепка «Кто живет в седой тундре».
Дидактическая игра «В лесу, на лугу».
Рисование красками «Белка» (техника рисования мятой бумагой).
Подвижные игры народов Севера «Перетяни», «Ловля оленей».
Май Предметный мир народов ханты и манси НОД : Работа с глиной.
Цель: расширить знания детей о материале, из которого изготавливается посуда, как она украшается. Учить детей
изготавливать посуду из глины, с нанесением орнамента. Показать, как мастера народного декоративно-
прикладного искусства используют природные ресурсы и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях. Развивать у детей творческое воображение и фантазию. Прослушивание в грамзаписи сказки «Мышонок и медведь» A.M. Коньковой.
Дидактическая игра «Три стихии».
Слушание
хантыйской песни «Танец зверей».
Аппликация «Варежка», по мотивам орнаментов народов Севера.