Алла Нягашкина
Название проекта: «Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы
Этапы преобразования проф. деятельности Процедурное содержание этапов Содержание этапов
преобразования проф. деятельности
1 2 3
1. Ориентированно-установочный
Определение основного направления развития детей (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое).
Разработанность методических единиц:
Принципы
Условия
Содержание
Формы
Методы и приемы Социально-личностное направление
Принципы:
1. Гуманистический принцип
2. Принцип культуросообразности
Публикация «Название проекта: „Социально-личностное развитие детей 6–7 лет в процессе ознакомление с культурой народов Среднего Поволжья“» размещена в разделах
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
3. Принцип поликультурности
4. Принцип творчества
5. Социально- ценностный принцип
Условия:
1. методическое обеспечение: конспекты занятий,
2. уголок ряжения,
3. этнографический мини-музей
4. физическая карта Среднего Поволжья
Содержание:
1. «Жилище народов Среднего Поволжья», «Костюм, народов Среднего Поволжья», …предметы быта).
2. Духовная культура (традиции и обычаи народов, устное народное творчество)
Формы:
1. Организация совместной деятельности
(игры–путешествия, экскурсия в музей, проектная деятельность, изобразительная деятельность)
2. Организация самостоятельной деятельности в уголке «Народы Среднего Поволжья»
Методы и приемы:
Беседы, рассматривание иллюстраций, карты Среднего Поволжья, слушание музыкальных произведений, разучивание стихов, песен, подвижных игр, просмотр видео фильма, рассматривание кукол в национальных костюмах, выполнение элементов узоров и орнаментов национального костюма
2. Исходно-диагностический Конструирование системы методов исследования и самоанализа (как оцениваются и как можно оценить качество и эффективность проф. деятельности по обозначенному направлению)
Критерии
Показатели
Методы исследования
Цель: выявить уровень сформированности представлений о культуре народов Среднего Поволжья.
Критерии:
1. Оценочно-отношенческий
Показатели:
- Наличие интереса к культуре народов Среднего Поволжья.
- Наличие желания изучать культуру народов Среднего Поволжья.
- Проявление эмоционально-положительного отношения детей к культуре народов Среднего Поволжья.
2. Когнитивный
- Наличие представлений о материальной культуре (жилище, предметы быта, костюм)
- Наличие представления о духовной культуре народов (традициях, обычаях, обрядах)
3. Деятельностный
Умения применять полученные знания о культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
Методы исследования
Диагностические задания, беседа, анализ продуктов детской деятельности.
3. Содержательно-технологический 1. Определение приоритетной образовательной области.
2. Определение цели и задач психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области.
3. Интеграция с другими образовательными областями.
4. Разработка методических единиц:
• Принципы
• Содержание (примерные темы)
• формы непосредственно образовательной деятельности
(в процессе организации детских видов деятельности)
• образовательная деятельность в режимных моментах
• организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.
5. Взаимодействие с родителями / социальными партнерами 1. Социализация
2. Цель - сформировать представления детей о культуре народов Среднего Поволжья
Задачи:
1. Способствовать развитию у детей интереса к культуре народов Среднего Поволжья.
2. Формировать представления о материальной и духовной культуре народов Среднего Поволжья.
3. Формировать умения применять знания о культуре народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
4. Воспитывать этнотолерантное отношение у детей к народам Среднего Поволжья.
3. «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность»,
«Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация»
«Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
4. Принципы
1. Интеграции образовательных областей.
2. Развивающее образование.
3. Построение образовательных процессов на адекватных возрасту формах работы с детьми.
4. Развивающая среда
5. Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей.
6. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Содержание:
«Путешествие по Волге в г. Казань»
Формы:
1. Игра-путешествие «По Волге в г. Казань» (образовательные области «Познание», «Социализация»).
2. Слушание татарской народной музыки - «Элчи Белчи» татарская народная мелодия слова Л. Яхнина (из сборника «Пестрый хоровод» ст. 22) (образовательная область «Музыка»).
3. Продуктивная деятельность: рисование элементов татарского национального костюма (образовательные области «Художественное творчество», «Социализация»).
Режимные моменты
Утром в понедельник – встреча детей в национальном татарском костюме.
Во время умывания во вторник – предложить рассмотреть полотенце с татарским национальным орнаментом.
На прогулках в течение недели – подвижные татарские народные игры «Элчи Бэлчи», «Спутанные кони», «Скок – перескок».
Перед сном в четверг – предложить прослушать татарскую народную колыбельную песню.
Самостоятельная деятельность: внести в уголок ряжения элементы народного татарского костюма, в мини-музей предметы быта, в изо. уголок иллюстрации.
5. Родителям предложить оформление семейной газеты «Праздник Сабантуй».
4. Планово-прогностический 1. Результат-эффект (прогнозирование дальнейших тенденций преобразования проф. деятельности).
2. Результат-продукт (разработка педагогической авторской/коллективной программы, обеспечивающей процесс) 1. Интегративные личностные качества:
- «физически развитый» : совершенствование физических качеств, основных движений в народных подвижных играх;
- «любознательный, активный» : интерес к культуре народов Среднего Поволжья, желание изучать культуру народов Среднего Поволжья;
- «эмоционально отзывчивый» : эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы Поволжья; проявление эмоционально-положительного отношения детей к культуре татарского народа;
- «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений» : проявления уважения к традициям и обычаям татарского народа;
- «способный предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.» : умения применять полученные знания о культуре татарского народа в практической деятельности.
- «имеющий первичные представления об обществе, государстве» : о культуре татарского народа, традициях, обычаях, праздниках, произведениях устного народного творчества, музыкальных произведениях, подвижных играх.
2. Разработка конспекта игры-путешествия «По Волге в г. Казань», компьютерная презентация «Путешествие по Волге в г. Казань».
5. Коррекционно-деятельностный
Выделение факторов, затрудняющих реализацию преобразования проф. деятельности. Отсутствие материально технической базы, дефицит времени.
6. Рефлексивно-оценочный (итоговый) Определение эффективности преобразования проф. деятельности с точки зрения критериев:
а) новизна (внесение новых положений в науку, эффективное применение известных положений, рационализация отдельных сторон процесса)
б) соответствие современным достижениям науки
в) стабильность
г) возможность использования опыта другими педагогами (объективность)
д) оптимальность опыта (высокие результаты при экономной затрате времени, сил педагогов и не в ущерб решению других образовательных задач).
а) Рационализация педагогического процесса за счет интеграции образовательных областей и видов деятельности детей. Использование компьютерной презентации «Путешествие по Волге в г. Казань».
б) Соответствие ФГТ
Используется программы:
Тишков В. А., Кондаков, «Концепция поликультурного воспитания»
Дыбина-Артемонова О. В. «Предметный мир как источник познания социальной действительности»
Лапина Н. Г., Бусарева В. Г., «Родничок».
Аверина Т. В., Васильева Л. П., Кудрявцева Е. О., «Детские игры и загадки народов Поволжья»
в) 1 год, подготовительная группа (1 неделя апреля)
г) Данный опыт можно рекомендовать воспитателям, родителям, педагогам.
д) Реализация темы будет осуществляться не в ущерб других образовательных задач, но при затрате времени и сил педагогов.