Наталья Масалова
Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время в нашей стране произошло много сложных событий в общественной жизни, в системе управления. Отошли в прошлое многие праздники, появились новые, наша жизнь движется вперёд. СМИ пропагандируют иностранный уклад жизни. Люди меняются, у молодого поколения наблюдается спад интереса и уважения к своей национальной культуре. Взрослые и дети не интересуются своей историей, не знают историю своей семьи и родного края. Между тем в любой стране гордятся и чтят историю своей страны, бережно относятся к традициям. Поэтому так актуальна проблема ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов. И мы решили принять участие в проекте «Мы входим в мир прекрасного».
Публикация «Ознакомления дошкольников с русской народной культурой и культурой других народов» размещена в разделах
Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе.
Приходя в музей за «красотой», дошкольник приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного, что помогает в дошкольный период не только осваивать учебные дисциплины, но и налаживать качественную межличностную коммуникацию, ведущую к пониманию друг друга. Открывая глаза на роль творческого начала в жизни, содержанием своей деятельности художественный музей представляет культурное наследие, на основе которого личностью строиться широкая панорама картины мира. Смысловая и экологическая ценность такой картины особенна значима для ребенка потому, что художник в своем произведении не просто отражает картины реальности, но и открывает тайны человеческого духа. Тем самым искусство способствует гармонизации личности и формированию\восстановлению эмоционального равновесия, то есть оно становиться одним из главных факторов самочувствия детей. [1.3]
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Интерактивность – основной методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
• Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
• Гармонизация развития творческой личности,
• Формирование национальной идеологии,
• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Долгие годы наши музеи запрещали свои посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и всячески рекомендуют юным посетителям действия с предметами. Музеи становятся интерактивными. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини – музеях не только можно, но и нужно!
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Мини- музей в ДОУ проводит большую работу в этом направлении. Именно в музее «хранится память человечества». Мини –музей в ДОУ организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.
Мини- музей в ДОУ способствует:
- воспитанию у обучающихся патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;
- приобщению обучающихся к историческому и духовному наследию родного края через практическое участие в сборе и хранении документов;
Задачами мини- музея в ДОУ являются:
- использование культурных ценностей для развития обучающихся;
- содействие в организации проведения учебно-воспитательного процесса;
- охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;
- активная экскурсионно-массовая работа с обучающимися, населением, тесная связь с ветеранами и общественными объединениями;
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини – музея обязательно должны отражать специфику возраста детей. Мини – музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с взрослыми.
Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею.
Музей играет познавательную и воспитательную роль, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев в детском саду поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
В течение года проводятся занятия в музее имени Врубеля. Дети посещают музей после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда не устали и готовы к восприятию. Отбираем экспонаты для экскурсионного показа с учетом возрастных интересов ребёнка. Итогом посещения музея является самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т. д.).
Проводятся экскурсии в музеи имени Врубеля.
• Знакомство с фондом иконы. «Иконы светлый лик…». Что такое икона, язык иконописи, процесс создания, основные типы икон.
Увидев картины, где художники изображают разные исторические, в том числе библейские, сюжеты. Мы пробовали понять, в чём состоит разница между картиной и иконой. Картина или фотография ловит один момент из жизни человека. А икона раскрывает образ Божий в человеке, показывает его таким, какой он с Богом. Картина может изображать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе. В России много особенно почитаемых икон, чудотворных- это иконы, с которыми связаны важные события в жизни многих людей и даже нашего государства. Икону называют окном в Небо, в Божий мир, а это значит, что не только мы смотрим на иконы, но и они смотрят на нас! [2.123 – 125]
• «Пасха - праздник радости». Творческая мастерская «Сотвори чудо сам!».
• А самый главный праздник- «праздник праздников», который является центром церковного календаря и одновременно центром всей истории человечества, - это Светлое Христово Воскресение (Пасха Христова)[2.113].
• «Рождественская сказка»
Рождество Христово — один из самых любимых, светлых, радостных дней в году. Христиане готовятся к нему в течение Рождественского поста. Особый день- сочельник, это день накануне Рождества. Дети и взрослые ждут появления первой звезды в воспоминание о той чудесной звезде, которая указала путь волхвам. На праздничный стол ставится сочиво- еда из варёных зёрен с мёдом. Потом начинается ночное богослужение, наступает Рождество Христово. На Руси раньше ставили ёлки в домах не на Новый год, а на Рождество. Пели песни, мастерили вертепы- ящички, изображающие рождественскую пещеру, и показывали кукольные представления на тему Рождества. Эти традиции живы и сегодня. В нашем детском саду мы стараемся привить детям культуру и традиции наших прадедов. Проводим рождественские праздники, конкурсы вертепов, изготовленных самими дошкольниками. Пытаемся удивить наших родных небольшим подарком, стихотворением, песней, рисунком [2. 60-61].
Давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!
Литература
1. Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов педагогических вузов / Автор. кол. : Б. А. Столяров., А. М. Вербенец., А. В. Зуева., и др. ; Министерство образование науки РФ, РАО, РГПУ им. А. И. Герцена, Министерство культуры РФ, ФГБУК «Государственный Русский музей», РЦМПиДТ. – CD-ROM. – 3-е изд., испр. – СПб. : ГРМ, 2013. – 212с.
2. Основы православной культуры. О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, Протоиерей Виктор Дорофеев, О. Н. Яшина; под ред. И. В Метлика, Е. Ф. Тепловой. - 2-е изд. -М. :ООО «Русское слово», 2014- 160с.