Сусана Аблялимова-Лапа
Конспект НОД по ознакомлению с миром природы «Удивительный мир бумаги» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированной НОД по познавательному развитию
для детей подготовительной группы
Тема: Удивительный мир бумаги
Подготовила : воспитатель подготовительной группы
«Подсолнушки» Аблялимова-Лапа С. Э.
Март, 2017
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с миром природы „Удивительный мир бумаги“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей, через познавательно- интеллектуальную деятельность.
Задачи:
Дать детям представление о происхождении бумаги, упражнять в определении на ощупь качества бумаги, побуждать с помощью разнообразных опытов определять свойства бумаги, упражнять в изготовлении оригами щенка и лисички, активизировать словарный запас.
Развивать мышление, воображение, память, умение анализировать и делать выводы; развивать познавательную активность и речевые навыки.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношению к живой и неживой природе, необходимость защищать её богатства, экономно использовать бумагу.
Материал: схема производства бумаги, карточки об истории возникновения бумаги, бумага разная, тарелочки с водой, образцы по оригами, стихи, герой Незнайка, выставка детских поделок из бумаги.
Ход НОД
Приветствие детей.
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнцу и птицам.
«Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
Воспитатель: Сегодня, ребята мы с вами поговорим об очень интересном и нужном материале. А вот о каком отгадайте загадку.
Она бывает документом, салфеткой, фантиком, конвертам,
Письмом, обоями, билетом, альбомом.
Книгой и при этом она бывает и деньгами.
Что это? Догадайтесь сами. Ответы детей:(бумага)
В гости приходит Незнайка. Знакомится с детьми и сообщает, что его крепкий сон нарушил какой – то шум и доносится с высокого дерева. Что же это такое? Ответы детей:(осиное гнездо)
Незнайка: А кто построил осам дом? Может это вы ребята? Ответы детей:(Нет Незнайка, осы сами хорошие строители.
Незнайка: Но ведь у них нет рук как у вас и где они взяли бумагу? Как это не удивительно, но осы производят сами бумагу.
Воспитатель: Крепкими челюстями они пережевывают кусочки старой древесины, превращая её в мягкую влажную массу, которая называется пульпа. Потом осы её выплевывают и разглаживают лапками, делая из неё тонкие листок. Он высыхает и осиная бумага готова. Вся бумага состоит из целлюлозных волокон. Целлюлоза – это вещество, которое можно найти во всех растениях: деревьях, хлопке, рисе, кукурузных стеблей.
Незнайка спрашивает –а хватит ли людям растений, чтобы сделать нужное количество бумаги? А как это люди пережевывают древесину, чтобы получить бумагу? Это сколько же нужно жевать ветки, чтобы сделать бумагу?
Воспитатель: Нет Незнайка, люди не пережевывают ветки, а производят бумагу на целлюлозно – бумажной фабрики. Бумагу делают на бумажных фабриках. В начале деревья рубят в лесу. Как вы думаете все ли породы деревьев подходят для производства бумаги? Ответы детей: (9 пород сосна, ель, пихта, береза, тополь, осина, бук, лиственница).
Воспитатель: Хвойные деревья идут на производство упаковочного картона и мешков. Из лиственных деревьев производят белённую бумагу для типографской печати. Бревна везут на фабрику, здесь их очищают от коры и перемалывают на мелкие кусочки – дробят в машине дробилке. Крошку, которая получилась перемешивают с особой жидкостью, превращая в мягкую массу. Эта масса идет на изготовление бумаги. В бумажную массу добавляют клей для отталкивания влаги. Чтобы бумага стала цветной добавляют красители. По мере продвижения бумажной массы по конвейеру, часть воды вытекает и бумажные волокна склеиваются между собой, образуя рулонную ленту. Сырая бумажная лента проходит через ряд валиков. Одни валики отжимают, другие обогревают изнутри паром, высушивают её, а третьи полируют. Затем бумажная лента попадает в секцию прессования,там бумага еще больше уплотняется. И на конец белая ровная лента выходит из машины и наматывается в огромные рулоны. Затем эти рулоны отправляют в типографию, режут на листы. И так переходя от машины к машине, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Воспитатель: Ну, что Незнайка понравилось путешествие? Послушай стихи Незнацка.
***
Простой бумаги свежий лист!
Ты бел, как мел. Не смят и чист,
Твоей поверхности пока
Ничья не тронута рука.
Чем станешь ты?
Когда, какой исписан будешь ты рукой?
Однажды карандаш цветной,
Пройдется по всему листу, его заполнив пустоту.
И синим, будет пароход, и черным будет в небе дым.
И солнце будет золотым.
***
Из цветной бумаги вырежу кусочек.
Из него. я сделаю маленький цветочек.
Мамочке подарок приготовил я,
Самая красивая, мама у меня!
Незнайка: как же всё – таки бумага появилась? Человек изобрел материал для письма задолго до появления бумаги. Что люди использовали для письма до появления бумаги? Удобно ли было писать на камне? Почему не пригодными для письма оказались глиняные таблички? Затем стали писать на деревянных дощечках покрытых воском. Люди стали наносить тексты на бересту. В Египте брали стебли растения папируса, снимали кожицу и распрямляли её, спрессовывали для склеивания. Этот материал был хорошим материалом для письма. А вот пергамент появился в Азии в городе Пергаме. Делали его из кожи молодых животных телят и ягнят. Пергамент был более прочным и долговечным. А вот бумагу изобрели в Китае (китаец Пай Луня) делали бумагу из волокнистой части коры тутового дерева. В народе даже были придуманы поговорки.
Береста не станет бумагой.
В бумагу огонь не завернешь.
Даже у листа есть и лицевая, и оборотная сторона.
Физминутка.
Воспитатель: Незнайка, а сейчас мы отправимся в лабораторию и познакомимся со свойствами бумаги.
1. Определяем бумагу на ощупь.
2. Узнаем, издает ли бумага звуки?
3. Какая бумага лучше скручивается?
4. Какая из бумаг хорошо рвется?
5. Боится ли бумага воды?
6. Какая бумага лучше мнется?
7. Опасна ли бумага для человека?
Танцевальная пауза.
Воспитатель: Незнайка, мы в гостях у веселого квадрата. Квадрат очень любит превращаться в разные фигурки (в треугольник, в прямоугольник, в домик, в конфету) Дети выполняют оригами лисичка и щенок. Незнайка благодарит ребят за очень интересный рассказ.