Алла Кабанова
Конспект НОД по познавательному развитию «Как человек победил ночь» с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развитие воображения и логического мышления, побуждение детей к самостоятельному поиску причин, способов действий; разрешение противоречий, простейших умозаключений.
Задачи:
Уточнить представления об источниках света, его назначении, о необходимости рационального освещения помещения, особенности строения рукотворных источников света: торшера, бра.
Помочь понять, что освещённость предметов зависит от силы источника и удаления от него.
Формировать представления об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения для них.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Как человек победил ночь“ с использованием элементов ТРИЗ (средняя группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формировать умения выполнять действия по сигналу, осознанно относиться к выполнению правил игры.
Воспитывать доброжелательные отношения.
Материалы и оборудование: Филя и Степашка (игровые персонажи); макет комнаты с различными осветительными приборами; картина с изображением ночной реки, поляны, костра, палатки; свеча, лучина, два фонарика разной мощности, картина для рассматривания.
Предварительная работа:
1. Рассматривание осветительных приборов рукотворного мира: люстра, настольная лампа, ночник, торшер, бра, фонарик, разноцветная гирлянда.
2. Цикл наблюдений природного мира: за солнцем, луной, месяцем, звёздами, светлячками.
3. «Догадайся сам и загадай своим друзьям» (загадки).
4. Дидактические игры: «Писатель», «Самый главный», «Забывчивый покупатель».
5. Беседы на тему: «Различные источники света», «Свет вокруг нас», «Экономь электроэнергию».
6. Чтение произведений: В. Бояринов «Праздник Солнца», К. Чуковский «Краденое солнце», В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
7. Рисование: «Светлячки».
8. Аппликация: «Вечерний город».
9. Создание игровых ситуаций: «Мы туристы», «Магазин «Свет», «Спокойной ночи, малыши».
Ход занятия
Воспитатель: Поздняя осень, холодно, сыро… Приятно вспомнить о лете. Расскажите, кто, где отдыхал. Рассказы детей.
Воспитатель: Значит, многие из нас в жаркие летние дни ходили на речку. Отдых у реки – это хорошо, потому что…
Дети:
Воспитатель: Но отдых у реки – это и плохо. Почему?
Дети:
Воспитатель: В этом убедились и Филя со Степашкой, отправившись на рыбалку. Когда стемнело, им стало холодно и грустно. Но ведь ночью должно быть темно. Почему?
Дети:
Воспитатель: В тоже время ночью не должно быть темно. Почему?
Дети:
Воспитатель: Что же делать Филе и Степашке?
Дети:
Воспитатель: Филя и Степашка так и сделали. Но свет разбудил птиц, рыб, деревья, траву. Они стали выражать своё недовольство, и наши друзья огорчились. Вдруг пошёл дождь. Всё живое обрадовалось ему, потому что…
Дети:
Воспитатель: Если сидеть в палатке вечером, то свет нужен. Значит костёр в палатке – это хорошо?
Дети:
Воспитатель: Но костёр в палатке – это и плохо. Почему?
Дети:
Воспитатель: Значит, источник света, достаточного для палатки, должен быть намного меньше. Что вы могли бы предложить Филе и Степашке для освещения палатки? Отгадайте загадку: «Дрожит свинка, золотая щетинка». Что это?
Дети:
Воспитатель: Демонстрирую действие лучины, свечи, фонарика. Что светит ярче и дольше?
Дети:
Воспитатель: Много лет назад единственным источником света было солнце. Когда оно заходило за горизонт, становилось темно и страшно. Древние люди, спасаясь от темноты, разводили огонь. Но с изобретением электричества появились осветительные приборы, внутри которых горит электрическая лампочка. Они и сегодня освещают дома и улицы.
Появляются Филя и Степашка.
«Признавайтесь, кто боится
В тёмном доме находится?
Как же темноту прогнать?
Надо свет скорей включать!
Если лампа засияла,
Темноты как не бывало;
Освещает ярко дом,
Будто солнце за стеклом!
Воспитатель: Какие комнатные осветительные приборы вы можете назвать?
Дети:
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Интересно, что слова «торшер» и «бра» - французские. Торшер – светильник на высокой подставке, который ставят на пол, означает «факел», а настенный светильник – бра переводится как «рука». К осветительным приборам относится даже разноцветная гирлянда, которой мы украшаем ёлку, а также карманные фонарики.
Опыт: «Волшебные лучи». Предлагаю детям издалека осветить фонариком картину.
Что изображено на картине?
Дети:
Воспитатель: Почему плохо видно?
Дети:
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы разглядеть картину лучше?
Дети:
Воспитатель: Давайте приблизим.
Дети приближают фонарик.
Воспитатель: Теперь мы можем лучше разглядеть картину?
Что изображено на картине?
Дети:
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему мы смогли лучше разглядеть картину?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Больше или меньше света попадает на картину? Дети: Воспитатель: Так отчего зависит освещённость предметов?
Дети:
Воспитатель: А что ещё можно сделать?
Дети:
Производят замену фонарика на более мощный.
Воспитатель: Подумайте и скажите, почему сейчас мы смогли лучше разглядеть картину?
Дети:
Воспитатель: Правильно. Больше или меньше света попадает на картину?
Дети: Воспитатель: Отчего ещё зависит освещённость предметов?
Дети: Воспитатель: Что же мы выяснили? Отчего зависит освещённость предметов? Дети: Физминутка: Подвижная игра «Светлячки»
Воспитатель: Наступил вечер – Степашка уселся перед телевизором, а Филя улёгся спать. Ворочался, ворочался, никак заснуть не может: свет мешает. А Степашка всё телевизор смотрит, и свет не выключает, чтобы глаза не испортить. Друзья даже чуть не поссорились. Скажите, свет должен быть или его не должно быть?
Дети:
Воспитатель: Что можно включить? Посмотрите на их комнату (макет). Сколько у них разных осветительных приборов.
Дети рассматривают.
Воспитатель: Зачем, столько разных осветительных приборов?
Дети:
Воспитатель: Если все светильники разместить рационально, то в помещении всегда будет достаточно светло и электроэнергию можно сэкономить.
Дети размещают светильники в макете комнаты в соответствии с их назначением.
Филя и Степашка: Спасибо вам, ребята. Теперь мы никогда не будем ссориться. Воспитатель: Дети, а какой осветительный прибор вы посоветуете брать Филе и Степашке, когда они отправятся в поход или на рыбалку и почему?
Дети:
Воспитатель: Ребята, напомните Филе и Степашке, отчего зависит освещённость предметов?
Дети:
Филя:
«Дома в комнате моей
Вижу множество друзей -
Из пластмассы и железных
Очень нужных и полезных.
Степашка:
Мне для света, например, -
Служат люстра и торшер.
Лампа на столе – читать,
А ночник – ложиться спать.
Филя:
Фонарик – всем дорогу освещать,
А гирлянда в Новый год
Будет ёлку украшать»
Дарят детям разноцветную ёлочную гирлянду.
Филя и Степашка: С наступающим Новым годом! До свидания, друзья.
Длительность: 20 минут.
Литература: 1. «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и
и эксперименты для дошкольников.
О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина.
2. Дошкольное воспитание №1 – 1998г. ТРИЗ.
3. Тематический словарь: «Электробытовая техника».