Любовь Грачева
«Что такое горы?» Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать формировать представления детей о планете Земля (имеет разную поверхность, на ней можно обнаружить впадины, возвышенности, равнины). Закреплять умение ориентироваться на макете (карте). Познакомить их с условными обозначениями: впадины – обозначены голубым и синим цветом, равнины – зелёным и жёлтым, возвышенности – коричневым. Учить детей решать творческие задачи: придумывать что-то новое, видоизменяя или улучшая реальный объект (горы); создавать предметно-схематические модели (макет горного ландшафта). Активизация и обогащение словаря: поверхность, впадины, равнины, вершина, Развивать внимание, творческое воображение, речь, умение целенаправленно размышлять. Воспитывать познавательный интерес к объектам неживой природы, желание и умение моделировать и экспериментировать.
Публикация «„Что такое горы?“ Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Материал: игрушка гном; письмо; образцы материалов с разными видами поверхностей (деревянный брусок, атласная ткань, наждачная бумага, стеклянные рамки, остроугольные камни, железные пластинки, пластмассовый кубик, др.); кукла на каждого ребёнка; карта горного ландшафта; указка; мольберт, 6-7 предметных картинок (карандаш, книга, тарелка, др.); 2альбомных листа, фломастеры; экран, мультимедийная техника, презентация «Поверхность земли»; ткань для моделирования горного ландшафта (зелёного и коричневого цветов); бутылочки или стаканчики пластмассовые разного размера (высоты, толщины); платочки на каждого ребёнка.
Предварительная работа: 1. Игра «Придумай подарок» с использованием МФО (Метод фокальных объектов) 2. Чтение П. П. Бажова «Медной горы хозяйка». 3. Изготовление тканевой основы для моделирования горного ландшафта. 4. Рассматривание географических карт, атласов.
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о нашей планете (За дверью раздаётся звон колокольчика). Интересно, кто к нам пожаловал? (Берёт игрушку гном). Да это же гном! Здравствуй, гном! (Гном молчит). Давайте, ребята, все вместе с гномом поздороваемся (Дети здороваются с гномом). (Гном молчит). Ребята, он вам никого не напоминает? Из какой он сказки? (Ответы детей). Посмотрите-ка, у него письмо. Давайте его прочитаем (воспитатель читает письмо): «Дорогие ребята! Мы уверены, что вы очень много и про всё знаете. Объясните, пожалуйста, Молчуну, что такое горы? Иначе его исключат из школы гномов. А нам этого так не хочется. Белоснежка и шесть гномов». Ну, что ж, ребята, поможем Молчуну? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас и Молчуна в исследовательскую лабораторию (Дети проходят за столы). Давайте сначала разберём, что такое поверхность земли? (Ответы детей) Чтобы Молчун лучше усвоил это, рассмотрим поверхности разных материалов (Воспитатель раздаёт детям образцы материалов).
Воспитатель: Скажите, одинаковая или разная у этих материалов поверхность? (Ответы детей) Какими словами можно описать поверхность каждого материала? (Ответы детей: гладкая, ровная, шершавая,, холодная и др.)
Воспитатель: Молодцы. Вы узнали, что материалы могут иметь разную поверхность. Поверхность земли тоже может быть разной: ровной, гладкой, бугристой. Чтобы убедиться в этом, возьмите, пожалуйста, каждый себе по кукле и рассмотрите её внимательно. У куклы лицо ровное, плоское или с бугорками и впадинами? (Ответы детей). Давайте проведём пальцем по лицу куклы, начиная со лба (Дети двигают пальцем по лицу куклы согласно описанию воспитателя).
Воспитатель: Палец двигается ровно, значит, поверхность какая? (Ответы детей) В том месте, где у куклы находятся глаза, наш палец опускается вниз – «падает». Здесь небольшая впадина. Затем палец поднимается вверх, взбирается на вершину – нос и снова падает вниз, в маленькую ямочку под носом – впадину. Дальше наш палец опять поднимается: появились небольшие бугорочки – вершинки – губы. Затем рука снова падает вниз, а потом идёт чуть-чуть наверх и мы забрались на новую вершину – подбородок. Вот точно так же, как на лице куклы, на «лице» нашей планеты можно обнаружить равнины, впадины, вершины. Давайте подойдём к карте и попробуем отыскать на нём впадины, которые обозначены голубым и синим цветом (воспитатель демонстрирует слайды с изображением впадины, дети указкой на карте показывают впадины).
Воспитатель: Молодцы. А теперь покажите равнины – они обозначены зелёным и жёлтым цветом. (Воспитатель демонстрирует слайды с изображением равнин, дети указкой на карте показывают равнины).
Воспитатель: Совершенно верно. А теперь, Молчун, смотри внимательно. Сейчас ребята покажут тебе возвышенности или горы, которые обозначены на карте коричневым цветом. Чем темнее цвет, тем выше горы. Кто покажет Молчуну низкие горы? Высокие горы? (Воспитатель демонстрирует слайды с изображением гор, дети показывают их на карте).
Воспитатель:[/b] Молодцы. А сейчас я приглашаю вас сыграть в игру «Горы, впадины, равнины». По сигналу «горы» надо встать на носочки и поднять руки вверх, «равнины» - руки в стороны, «впадины» - присесть, руками обхватить колени. (Воспитатель проводит физкультминутку в форме игры на внимание).
Воспитатель: Молодцы. Понравилась вам игра? (Ответы детей). Разве не удивительно: где то расстилаются бескрайние равнины, а где то поднимаются горы. А кто может нам рассказать, как образуются горы? (Варианты ответов детей).
Воспитатель: Правильно, причиной всему является земная кора. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. В результате её движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности. Чтобы вам стало понятней, я предлагаю каждому из вас взять по платочку, положить его на раскрытую ладонь. Договоримся, что платок – это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом согните их, – «земная кора» сразу придёт в движение: земля будет горбиться, морщиться прямо на глазах начнут «расти» горы, а между ними образуются равнины и впадины. Так примерно и происходит в природе. А теперь я приглашаю вас сесть на стулья поудобнее потому, что мы сейчас будем фантазировать, придумывать необычные, а может быть и волшебные горы. (Дети садятся перед мольбертом, на котором расположена картинка с изображением горы, два белых листа). А помогут нам в этом вот эти картинки. Нам нужно выбрать только две из них. (Выбранные картинки воспитатель помещает на мольберт справа и слева от картинки с горами). Назовите, пожалуйста, какие эти два предмета? (Дети называют по 5-10 свойств каждого выбранного на картинках предмета. Воспитатель записывает ответы детей на листах бумаги под картинками).
Воспитатель: А теперь мы «перенесём» перечисленные вами свойства и качества на нашу гору. И посмотрим, какие горы у нас получились. (Воспитатель проводит стрелку за стрелкой от записанных слов к картинке с горой, обговаривает с детьми все варианты образовавшихся пар (например, прозрачные горы, остроконечные горы, разноцветные горы, сладкие горы, др.). Интересные варианты рассматриваются глубже (например, когда гора может быть сладкой? Как она могла стать сладкой? Кому и для чего нужна сладкая гора? И др.).
Воспитатель: Видите, какие интересные и необычные горы мы с вами придумали. Молодцы. А вы сами хотите поучаствовать в создании гор? (Ответы детей). Тогда я предлагаю вам пройти в творческую мастерскую. (На столе расположена ткань для моделирования, на отдельном столике пластмассовые бутылочки, баночки, др.)
Воспитатель: Представьте, что перед нами участок земли. Можно назвать такое место равниной и почему? (Ответы детей). Теперь подложите под ткань предметы, расположенные на столе. Их нужно стараться располагать под участками ткани коричневого цвета. Всем задание понятно? Приступайте к работе. (Дети подставляют бутылочки под ткань. Молчун в это время исчезает).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что у нас получилось. Ровная ли теперь поверхность у нашего участка земли? Почему? Как можно её назвать? (Ответы детей).
Воспитатель: Абсолютно правильно, молодцы. А где же Молчун? (Ответы детей). Вы совершенно правы. Возможно, он торопится к своим друзьям, хочет рассказать им о том, что сегодня у нас узнал о горах. Как вы думаете, Молчуну понравилось у нас? (Ответы детей). А О чём он может рассказать своим друзьям гномам? (Ответы детей). Что больше всего ему могло понравится у нас? (Ответы детей). А вам что понравилось? (Ответы детей). Мне тоже понравилось, как вы сегодня работали, как переживали друг за друга, как старались помочь Молчуну. Я думаю, что благодаря вашим стараниям, Молчуна не исключат из школы гномов. И, надеюсь, что он обязательно заглянет к нам в гости.