Светлана Нефедова
Консультация «Использование элементов проблемного обучения для развития у детей познавательно-речевой активности»
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд. Актуальность
Ведущее направление развития мировой педагогики — развивающее обучение. По сравнению с традиционным образованием, проблемное образование позволяет более эффективно развивать творческие способности учащихся, их интеллект, оно способствует более качественному усвоению знаний, умений и навыков
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3 слайд. Технология проблемного обучения направлена в первую очередь на то, чтобы ребенок самостоятельно добывал знания и учился их самостоятельно применять в решении новых познавательных задач.
Для проблемного обучения характерно, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника. Поэтому проблемное построение занятий требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения.
4 слайд. Основные задачи познавательно-речевой деятельности :
5 слайд. Суть проблемного обучения в детском саду
Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает вопросу, догадки.
Как организовать познавательную деятельность детей, чтобы развивать психические процессы? (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
В каждом конкретном случае вы сами решаете, в какой форме проводить работу с детьми: группой или индивидуально. Тем не менее, чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым формам работы. Ребенку легче проявить критичность по отношению к сверстникам, чем по отношению к взрослому. Сомнение, догадка, предположение возникает у него при сопоставлении своей точки зрения с мнением другого человека. Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А в совместной деятельности со сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослы: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения. Поэтому познавательная деятельность организовывается в форме диалога ребенка с воспитателем и другими детьми в группе. Показатели такого диалога - простота общения, демократичность отношений.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым.
Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом - сходства.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на летней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял морозный зимний день?
Можно иногда и ошибиться - пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые) : они мобилизуют их внимание и волевые усилия.
6 слайд Существуют четыре уровня проблемности в обучении :
7 слайд Основными психологическими условиями для успешного применения проблемного метода обучения являются :
• Проблемная ситуация должна отвечать целям формирования системы знаний.
• Быть доступной для обучаемых.
• Должна вызывать собственную самостоятельную познавательную деятельность и активность детей.
• Задания должны быть таковыми, чтобы ребенок не мог их выполнить, опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.
8 слайд Достоинствами проблемного обучения являются :
• Высокая самостоятельность детей,
• Формирование познавательного интереса,
• Формирование личностной мотивации ребенка,
• Развитие мыслительных процессов в процессе деятельности у ребенка.
10 слайд Методики
В своей работе использую разнообразные дидактические и словесные и речевые игры и упражнения, и словотворчество, и игры на развитие творческого воображения («Плохо-хорошо», «Перевертыши» и др., и речевые логические задачи и т. д.
При введении ребёнка в игровую ситуацию хорошо используется всем известный приём – загадки.
Загадки – особый, весёлый и загадочный мир. В древности они служили средством обучения молодёжи иносказательной речи, запоминания тайны слов. В древнерусском языке слово гадать означало думать, размышлять. Расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром и явлениями природы, загадки развивают и обогащают речь, стимулируя процессы анализа, синтеза, сравнения, сопоставления.
Загадки-описания помогают развивать понимание речи, активную подражательность речевой деятельности, внимание, память, например:
Кто на улице гуляет
От ворот недалеко?
Лапкой землю загребает
И кудахчет … (ко-ко-ко).
Доскажи словечко (для чёткого произношения звуков, например:
От избушки в лес ведёт
Вырытый подземный … (ход).
Загадки-ребусы:
«Расшифруйте слово» - ЛОКНУ (КЛОУН);
«Составь слово» - Цепочка картинок (ЛИСТ, ИВА, СОБАКА, АРБУЗ, ответ ЛИСА.
Загадки-шарады, например:
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдёте без труда.
(КАР+ТИНА).
Метаграммы, загадки, в которых зашифрованы различные слова, разгадав одно из слов, нужно заменить в нём звук, чтобы получилось новое слово…
С «Ч» над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю,
С «М» тебя я одеваю,
С «Л» собачкою зовусь.
Анаграммы - от перестановки звуков образуется новое слово …
КОТ - ТОК
СОСНА - НАСОС
ЛИПА - ПИЛА
Я дерево в родной стране
Найдёшь меня повсюду,
Но слоги переставь во мне
И воду подавать я буду.
Логорифмы, загадки со словами, которые решаются путём удаления, замены или добавления звуков…
Известное я блюдо,
Когда прибавишь «М»,
Летать, жужжать я буду,
Надоедая всем… (УХА - МУХА)
Загадки-путаницы, помогают закрепить навыки послогового чтения, способствуют профилактике дизграфии в школе…
Был Алёша очень рад
Слишком вкусный был … халат (САЛАТ).
Загадки показывают взаимосвязь между содержательной, смысловой стороной речи и средством её выражения, учат лучше ориентироваться в звукобуквенном составе слова, развивая тем самым способности для успешной подготовки к грамоте.
Эффективным методом является синквейн – Это приём технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определённую тему. («Синквейн – от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна. Синквейн – это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе изучения темы проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Метод синквейна включается в работу с детьми не нарушая структуры непосредственно- образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы готовим детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.
Работа строится по определё нной схеме:
1 строчка (Кто? Что) – существительное – одно ключевое слово, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.);
2 строчка (Какой? Какая? Какое) – два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающие действие, относящееся к теме;
4 строчка - четыре слова – ключевая фраза, которая показывает отношение автора к теме;
5 строчка - одно слово-резюме (существительное) или словосочетание – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке.
Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
С точки зрения педагогики, составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. В основном мы практикуем использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу.
Синквейн для воспитателей детского сада – это:
- средство творческого самовыражения ребёнка;
- способ обогащения словарного запаса;
- подготовка к краткому пересказу;
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Синквейны очень удобно использовать для самоконтроля. Если Вы легко можете составить такое стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится ваше эмоциональное восприятие темы.
Пример Активных методов подведения итогов урока
Метод «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от прошедшего занятия.
Проведение:
Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
- Я съел бы еще этого…
- Больше всего мне понравилось…
- Я почти переварил…
- Я переел…
- Пожалуйста, добавьте…
Вывод