Людмила Овчарова
Конспект НОД по познавательному развитию «Деревья — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель.
-Формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи.
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.
Развивающие : развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к природе.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Деревья — наши друзья“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: аудиозаписи «Звуки леса», интерактивная игра «Части дерева», ИКТ слайды с изображением леса, экологических знаков, Старичка Лесовичка, заготовки для изготовления экологических знаков, клей, цветные карандаши.
Ход деятельности:
Организационный момент:
В: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.
-Давайте за руки возьмемся – дню, солнцу, другу улыбнемся!
Проводится динамическая пауза «Солнышко» :
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело и погладило его!
Солнышко проснулось,
К щёчкам прикоснулось,
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело,
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись!
-Присаживайтесь, ребята на стульчики
Основная часть:
Ребята, скажите, на чем мы обычно сидим?
Дети: На стульях.
В: А куда мы садимся, что бы поесть или порисовать?
Д: За столы.
В: А спим мы где?
Д: В кроватях.
В: Вещи куда мы складываем?
Д: В шкаф.
А как, одним словом можно назвать и стол, и стул, и кровать, и шкаф и ваши лавочки?
Д: Мебель.
В: Правильно все это мебель.
А из чего делается мебель?
Дети: Из дерева, она деревянная.
П: И где же взять столько дерева?
Дети: Деревья растут в лесу.
В: Ребята, к нам пришел в гости сказочный житель леса Старичок Лесовичок.
В: Вы знаете, ребята, он очень вас любит и поэтому приготовил для вас сказку. Вы любите слушать сказки?
Ну, слушайте. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были ребятишки. Ох, однажды они и расшалились. Так качались на своих стульчиках, прыгали на кроватках, что поломали их. Испортили ребята всю мебель. И не на чем стало посидеть, поспать. И вот царь этого тридевятого царства-государства приказал лесорубам срубить в лесу все деревья, чтобы сделать из них новую мебель. Отправились в лес лесорубы и, хотели было, начать рубить деревья, но взмолились тут лесные жители: не рубите деревья, не пилите, не выжить нам без леса, без деревьев. Послушались их лесорубы и не стали деревья губить.
Вернулись они во дворец и рассказали обо всем этом детям. Ребятам, которые сломали мебель, стало жалко лес и его обитателей. Решили они починить старые стулья и кровати, беречь и не ломать их.
В: Интересно… А кто они такие эти лесные жители?
Дети: Лесные жители – это звери, птицы, насекомые, пауки и даже улитки.
В: И зачем им нужны деревья?
ДЕТИ:
Лес – это их дом.
Они в нем живут, питаются его плодами, растят своих детенышей и помогают деревьям.
Правильно,
лес- это дом для огромного количества его обитателей.
Лес - это место жительство птиц и животных.
Лес охраняет нас от сильных и холодных ветров.
Лес дает нам строительный материал.
Лес дает нам чистую воду и воздух.
В: Ребята, а давайте мы подышим чистым лесным воздухом вместе с Лесовичком.
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Рассказ.
В: Как много в лесу деревьев! Давайте мы посмотрим, как устроено дерево.
У дерева есть корень, ствол, ветки и листья.
Корень всасывает воду из земли и служит опорой дереву.
Ствол покрыт корой и она защищает ствол дерева от ярких лучей солнца, от крепких морозов, от острых зубов зверей.
Питательные вещества по стволу поступают к веткам и листьям дерева. Ветки составляют крону дерева. Давайте все вместе скажем: Крона.
Дерево-оно живое, дышит, питается и растет, как мы.
Игра «Покажи и назови части дерева».
В: Молодцы, ребята, все правильно назвали, спасибо.
В: Да, в лесу растет много деревьев и все такие разные. Вы знаете, как они называются?
В: А сейчас мы это проверим. Я буду загадывать загадки, а вы, ребята, будете отгадывать и называть деревья.
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ЕЛЬ, ЕЛКА)
Ребенок
Ель- красивое дерево. У ели крона густая. Листья ели называются хвоей. Живет ель очень долго. Из еловой древесины делают музыкальные инструменты и мебель.
С елью стройной мы родня-
Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки! (Сосна)
Ребенок.
Листья сосны- это иголки. Они называются хвоей. Сосна-полезное дерево. Она очищает воздух. Сосна зимой и летом зеленого цвета. Плоды сосны –шишки.
Русская красавица
Стоит на поляне
В белом сарафане. (БЕРЕЗА)
Ребенок.
Береза растет на сухой и влажной почве. Ранней весной на березе появляются цветы-сережки. Белая кора березы защищает ствол от солнечных лучей. Из березовой древесины изготавливают мебель.
Что за дерево такое
Украшает лес зимою?
Грозди красные на ветках –
Ну-ка угадайте детки. (РЯБИНА)
Ребенок.
В наших лесах рябины много. Рябина - очень полезное дерево, обладает целебными свойствами. Ягоды рябины используют для лечения людей, а для птиц – это прекрасный корм в холодное время года.
Я высок и я могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. (ДУБ)
Ребенок.
Дуб-мощное дерево. Дуб живет очень долго. Цветут дубы в мае, плоды-желуди-созревают осенью. У дуба ценная древесина. Её используют в кораблестроении и изготовлении мебели.
В:Ребята, старичок Лесовичок предлагает поиграть в подвижную игру
«Деревья»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, назад- вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
Рассуждение: «Что было бы, если бы не было деревьев?»
В: «Давай представим, что было бы если бы деревьев не стало?»(было бы очень жарко, не было бы тени, птицы бы улетели, дул бы ветер и т. д.).
«Птиц бы не стало? А чем это плохо? Может быть, и без птиц бы мы прожили? (Нет, птицы клюют вредных насекомых, и тогда бы этих жучков стало бы слишком много).
«А если бы не было бы деревьев на наших улицах, то что было бы? Не было бы тени? А чем это было бы плохо? Может быть, ничего страшного бы не случилось? (Было бы очень жарко на улице, очень пыльно на дороге, мы бы не смогли играть днем на жаре и т. д.)
В: Вот видите, какие прекрасные деревья растут в лесу! Старичок Лесовичок всегда нам рад, когда мы приходим к нему в лес.
Ребята, скажите, а в лесу можно себя вести как угодно?
Правильно, существуют правила поведения в лесу:
- не руби, не ломай деревья в лесу – это дом для зверей и птиц;
- не ломай ветки кустарников и деревьев, не повреждай кору;
- не бросай мусор, нельзя загрязнять лес;
- не бей стекло, поранишься сам и нанесешь вред обитателям леса;
- нельзя шуметь в лесу: кричать, слушать громкую музыку, нельзя тревожить лесных жителей;
- запрещено разжигать костер в лесу, ведь это может привести к лесному пожару, который может уничтожить лес и его обитателей.
В: Помни, правильное поведение в лесу – залог нашей безопасности и спокойной жизни птиц, зверей и, конечно же, деревьев!
В:Закрепим правила, для этого поиграем в игру
Дидактическая игра «Можно нельзя» Если правильно, то показываем зеленый круг. Если нельзя вести себя так, то показываем красный круг.
Сажать деревья и кусты.
Ходить и топтать цветы.
Оставлять мусор в лесу.
Любоваться цветами.
В лесу шуметь.
Слушать пение птиц.
(под трели птиц)
Пословицы: «Лес – богатство и краса, береги свои леса».
«Враг природы тот, кто леса не бережёт»
Ребята, чтобы Старичок Лесовичок порадовался за нас-как мы много знаем о деревьях, знаем правила поведения в лесу, давайте для ребят младшей группы изготовим знаки по правилам поведения в лесу и подарим им.
Ребенок.
Не надо мусорить в лесу,
Природы портя всю красу,
Должны мы срочно прекращать
Леса в помойку превращать!
В лесу играйте и гуляйте,
Но мусор там не оставляйте –
Когда лес чист, красив, опрятен,
То отдых в нём вдвойне приятен!
Итог.
-Какие правила поведения в лесу вы знаете? Давайте об этом расскажем.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
и друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!