Наталья Бобровская
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию «Путешествие в город бытовой техники»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная
группа Подготовительная группа
Образовательная
область Познавательное развитие
Тема НОД «Путешествие в город бытовой техники»
Цель Расширение представлений детей об электричестве, знакомство с понятием «статическое электричество»
Программные
задачи Образовательные:
- обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве;
Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию „Путешествие в город бытовой техники“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
- формировать представление воспитанников о назначении старинной домашней утвари в сопоставлении с современными бытовыми приборами;
- познакомить с новым понятием «статическое электричество»;
- учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами.
Развивающие :
- осваивать умение составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе, тренировать в умении сравнивать предметы;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов;
- закрепить умение соотносить количественные числительные с порядковыми числительными;
- развивать наблюдательность, логичность мышления;
- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему охраны их жизни;
- развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;
- воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, ответственности, инициативности.
Словарная работа Обогащать словарь детей словами пылесосит, веник, посудомоечная машина, пылесосит, стирает, электростанция, электрический ток.
Индивидуальная работа Упражнять Диану, Кирилла, Милану в слоговом анализе слова
Дидактическая обеспеченность занятия
(наглядность) Демонстрационный материал: разрезные и предметные картинки с изображением электробытовых приборов, предметы бытовой техники для игр «Что было, что есть» картинки с правилами безопасного обращения с электроприборами, ноутбук, слайды видов электростанций, провод, оборудование для опытов: воздушные шары, шерстяная ткань, цветы из бумажных салфеток, музыкальная игрушка, батарейки.
Раздаточный материал: раздаточные картинки-билеты
Интеграция образовательных областей - Социально-коммуникативное развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Речевое развитие
Инновационный подход - создание проблемных ситуаций
- опытно-экспериментальная деятельность
- интеграция образовательных областей
Методические
приемы 1. Мотивационная ситуация (Незнайка просит помощи детей).
2. Проблемная ситуация (жители города бытовой техники боятся и не могут пользоваться электроприборами)
3. Наглядный (предметные картинки «электрические бытовые приборы).
4. Продуктивный (работа с карточками «Собери картинку»).
5. Словесный (беседа, слоговый анализ слов, составление рассказа)
6. Опытно-экспериментальная деятельность (опыты со статическим электричеством).
Ход НОД
1. Организационный момент. (Создание мотивационного поля)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель: А теперь давайте улыбнёмся гостям, друг другу, подарим себе и окружающим хорошее настроение.
2. Объявление темы занятия
Воспитатель: представляете ребята, сегодня утром я встретила почтальона, который передал мне вот это письмо и сказал, что оно адресовано детям подготовительной группы. Вот оно, смотрите! (крутит конверт, восхищается) Конверт какой красивый, большой, красочный (даёт рассмотреть детям, вам нравится?
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в конверте? (сюрприз, письмо)
Воспитатель: Я тоже думаю, что письмо. А кто нам может написать письмо? (Карлсон, Незнайка)
Воспитатель: Вы хотите узнать от кого письмо? (да). Давайте прочитаем!
(открывает конверт, читает письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными бытовыми предметами! Значит вы настоящие выдумщики и изобретатели. К тому же, мы нуждаемся в вашей помощи. Вчера у нас что-то случилось: все приборы перестали работать, а мы не можем понять почему. Иногда эти приборы бывают опасными и пугают малышей. Пожалуйста, помогите нам, приезжайте поскорее. Мы ждём вас с нетерпением.
С уважением Ваш друг. Незнайка!»
P.S : Ой, чуть не забыл, мы живём в Городе бытовой техники.
Воспитатель: Ну что ребята, вы хотите помочь Незнайке? (да)
Воспитатель: Где живёт Незнайка? (в городе бытовой техники). Правильно. Как вы думаете, почему этот город так называется? (Там много наших помощников – электроприборов.)
Воспитатель: Давайте с вами порассуждаем: что может быть хорошего в этом городе, а что плохого. (Хорошо, что всю работу выполняют электроприборы, плохо – приборы могут быть опасными, могут поломаться, может закончиться электричество и т. д.)
Воспитатель: Ребята, я открою вам секрет, мы с вами не случайно отправляемся в этот город. Там действительно что-то произошло: все приборы не работают. Если мы сможем разобраться, в чём дело, приборы снова заработают. Готовы отправиться в путешествие? (да). Дорога будет дальняя. Путешествие интересное.
Воспитатель: До города бытовой техники мы доберемся на поезде. Для того чтобы занять место в поезде нужно узнать свой номер, а для этого мы посчитаем сколько слогов в слове.
(Дети называют предмет на карточке, делят слова на части, соотносят количественные числительные с порядковыми, например: в этом слове четыре слога, я поеду на четвертом месте)
Холодильник, плита, пылесос, телевизор, миксер, чайник, фен, магнитофон, утюг, тостер, телефон, мясорубка.
3. Слоговой анализ. Игра «Веселый паровозик»
Воспитатель: Ребята, вы получили билеты. Пожалуйста, займите свои места в вагонах.
Звучит запись «поезд»
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали, смотрите какая-то надпись. (Город бытовой техники).
4. Остановка – Салон чистоты
Воспитатель: Первое место, куда мы с вами попадаем – Салон чистоты. Но вот беда ребята, понять, какие здесь находятся электроприборы, я не могу. Все приборы кто-то разобрал и перепутал детали. Видимо, поэтому они и не работают. Если у вас получится их собрать, все приборы сразу же заработают, и мы сможем начать помогать жителям города.
(Дети получают картинки с частями стиральной машины, пылесоса, утюга, посудомоечной машины и собирают из них целый предмет, по ходу работы воспитатель уточняет, как называются части).
Воспитатель: Собрали, молодцы! Расскажите, что у вас получилось? (пылесос, посудомоечная машина, утюг, стиральная машина).
Воспитатель: Ребята, видите на доске развешаны разные бытовые приборы. Посмотрите внимательно на них, какие из этих электроприборов есть у вас дома, выберите один из них, расскажите о нем: чем он вам нравится, из каких частей состоит.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
5. Музей бытовой техники.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, в городе бытовых приборов есть даже свой музей, давайте его посетим. В этом музее помещены старинные вещи, которым на смену пришли современные приборы бытовой техники. Музей тоже пока не работает, т. к. в нём всё перепуталось.
Воспитатель: Вот вам задание, вы должны посмотреть на старые вещи, расположенные на столах, и поставить рядом с ними бытовые приборы, заменившие эти старинные предметы. ( Предметы для сравнения: стиральная машина – корыто; пылесос – веник; миксер – венчик; утюг – гладильная палка (рубель); швейная машина – игла; электролампа – свеча; магнитофон – гармонь; газовая плита – котелок).
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. А теперь, пожалуйста, разойдитесь в стороны и пусть наши гости проверят правильность выполнения задания. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству.
6. Остановка - развлекательный центр
Воспитатель: Ребята, вы отлично поработали. Пора и отдохнуть, а поможет нам в этом один предмет. Послушайте о нём загадку.
Стоит красивый сундучок.
Его не тронешь – он молчок.
Но стоит кнопочку нажать,
Он будет петь, а ты плясать.
(Магнитофон)
Воспитатель: Ребята давайте поиграем в музыкальную игру. Проверим, работает ли магнитофон. (Дети танцуют под музыку).
7. Беседа об электричестве. Рассказ воспитателя «Откуда берётся электричество»
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в Салоне чистоты, посетили Развлекательный центр, заглянули в Музей бытовой техники. Всем мы помогали, везде старались навести порядок. Много разных электроприборов мы повстречали, каждый из них чем-то отличался от другого, но в то же время, было у них и что-то общее, что их всех объединяло. Что это, как вы думаете? (провод и вилка)
Воспитатель: Правильно, провод и вилка. Ребята, а что нужно, чтобы бытовая техника начала свою работу? (включить вилку в розетку)
Воспитатель: Включили мы электроприбор в розетку и произошло чудо: он ожил и начал свою работу. Послушайте мою загадку и подумайте, что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет бытовую технику трудиться?
Что за зверь сидит в розетке,
Из какой сбежал он клетки,
Как на свет он появился
И в розетке поселился?
С этим зверем не шутите,
Берегитесь, детки!
Пальчики свои держите
Дальше от розетки!
Воспитатель: Что же это такое, ребята сидит в розетке? (ток, электричество)
Воспитатель: Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока.
СЛАЙД 1Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях.
СЛАЙД 2, Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды.
СЛАЙД 3 Тепловая.
СЛАЙД 4 Солнца.
СЛАЙД 5 Ветра.
СЛАЙД 6 Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй.
СЛАЙД 7 приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
СЛАЙД 8 Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
Вы внимательно слушали мой рассказ? Посмотрите на картинки: это электростанция. Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она какая? – тепловая. Эта электростанция, работает от солнца – значит она - (Солнечная). А эта работает от силы ветра – она ветряная.
Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?
Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.
8. Центр безопасности. Правила пользования электроприборами.
Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в центр безопасности. Здесь повсюду лежат картинки, на которых изображены правила безопасного поведения с электроприборами. Эти картинки для вас разложили, жители Города бытовой техники. Они очень просят вас ребята объяснить им правила пользования электроприборами. Ну что выполним их просьбу? (да)
Воспитатель: какое правило безопасности изображено на картинке?
1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.
2. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.
3. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.
4. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
Воспитатель: Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (да). А как вы думаете, есть электричество безопасное? (нет).
Воспитатель: А вот и нет! Электричество бывает и безопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов в лаборатории
9. Опыты со статическим электричеством
Опыт № 1 Шарик, поднимающий волосы
Ребята, что это? Потрите шарик о свои волосы. Поднесите его к волосам человечка. Что происходит? Шарик стал электрическим и поэтому волосы нашего человечка поднялись.
Ну что, есть в воздушном шарике электричество? (Да, есть).
Опыт № 2 Волшебные голуби
Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к голубям из фольги и поднять. Голуби «взлетают» и прилипают к палочке. Какой можно сделать вывод?
Вывод: палочка от трения шерстью тоже стала электрической, поэтому голуби взлетели и прилипли.
Опыт № 3 Опыт с батарейкой
Опыт 3. У меня в руках музыкальная игрушка. Я нажимаю на кнопку, а она не работает. Что случилось? (ответы детей). Действительно, в ней нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку-плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему? Что за сила скрывается в батарейках? (ответы детей).
Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток. И она заработала.
Вывод: в батарейках живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
А я тоже хочу быть волшебником, покажу вам интересный фокус. (Дети садятся вокруг стола).
Я сейчас заставлю лодочку плыть, не прикасаясь к ней рукой. Как вы думаете, у меня получится?
Вывод: когда натирали шарик о волосы, он стал электрическим, поэтому лодочка начала двигаться и притягиваться к шарику.
Вам понравился фокус? Вот как можно интересно играть с этим добрым электричеством.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, научились делать предметы волшебными. Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как воздушный шарик, салфетка живёт электричество, но оно какое? (безопасное).
Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в Городе бытовой техники, нам пора возвращаться домой. Что мы можем посоветовать жителям этого города, чтобы они не боялись пользоваться электроприборами?
(соблюдать правила безопасности) А как можно сделать эти приборы безопасными? (Как вы считаете, музыкальная игрушка безопасная)
Закройте глаза, я трижды хлопну в ладоши, и мы с вами перенесемся в наш любимый детский сад.
10. Итог занятия.
Как вы думаете, мы помогли жителям города бытовой техники? Чем мы помогли?
Что вы узнали нового? Какими знаниями вы сегодня поделитесь со своими друзьями и родителями?
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия № 13 г. Майского»
детский сад «Ласточка»
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ И РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ»
Воспитатель Бобровская Н. В.
КБР, г. Майский
2020г.