Наталья Панафидина
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной к школе группы «Стоит в поле теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана
«Детский сад комбинированного вида №66»
Конспект НОД
по познавательно-речевому развитию
для детей подготовительной к школе группы.
«Стоит в поле теремок».
Подготовила воспитатель :
Панафидина Н. Н.
Магадан 2013
Программные задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной к школе группы „Стоит в поле теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
Углубить знания детей об истории жилища; научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремился улучшить свое жилище; закреплять умение соотносить тип жилища и человека; закреплять умение составлять целое из частей; совершенствовать умение составлять короткие описательные творческие рассказы; упражнять в образовании прилагательных от существительных обозначающих строительный материал; развивать творческое воображение; формировать коммуникативные качества, дружелюбие; воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.
Материал к занятию:
Макет «машины времени», диск с изображение современного жилища человека, буквы на магнитах, картинки с изображением жилищ, дидактическая игра «Собери картинку» (картинки с изображением шалаша, пещеры, хаты, деревянный сруб, интерактивная доска, слайд-презентация «Современные дома», макет города и незаконченные дома будущего, масса для лепки, цветная бумага, картон, фломастеры, самоклеящаяся виниловая пленка "оракал".
Ход НОД:
Звучит сигнал запуска машины времени.
Воспитатель:
Ребята посмотрите, это машина времени, с помощью нее мы можем с вами очутиться в прошлом, настоящем и будущем. Включаем «машину времени» (на ней появляются различные дома).
Воспитатель:
Что вы видите?
Воспитатель:
Расскажите где вы их видели?
Дети:
На улицах городов и поселков.
Воспитатель:
А для чего нам нужны дома?
Воспитатель:
Но такие дома, которые мы видим сейчас были не всегда. Хотите узнать в каких жилищах жили люди раньше?
Воспитатель:
В этом нам поможет наша машина времени. На ленте ставим отметку «Древность», из букв выкладываем слово дом, включаем машину. На экране появляются изображения пещеры, шалаша, хаты, избы.
Воспитатель:
Как вы думаете, где жили первобытные люди?
Дети:
В пещерах.
Воспитатель:
Почему?
Дети:
Раньше люди жили в пещерах, потому что не умели делать кирпичи. У них не было машин, которые помогли бы им строить большие дома.
Воспитатель:
Правильно. Человеку нужно было убежище, которое укрыло бы его от палящего солнца, пронизывающего ветра, жгучего мороза. Сначала люди обживали пещеры, где их соседями нередко становились хищные звери. Со временем человек научился сам строить дома. В ход шли ветки, бревна, камни.
Воспитатель:
Как вы думаете почему человек решил построить шалаш, а не остался жить в пещере?
Дети:
В пещере холодно, могут обвалиться камни. А если варить еду, весь дым остается в пещере.
Воспитатель:
Но в древности человек строил себе жилище еще и из других материалов. Так индейцы делали жилища - «типи» из шкур бизонов. На крайнем Севере эскимосы и сейчас строят свои дома из снежных кирпичей с окнами из речного льда. Если разгадаете ребус, то узнаете как называется жилище эскимосов - «иглу». Находят ровное место, очерчивают круг, складывают стены из тяжелых ледяных кирпичей, которые вырезают из льда. В готовой стене прокапывают вход, выбирают снег. Все, иглу готово. Внутри жгут плошки с тюленьим жиром. Этот огня совсем недостаточно, чтобы растопить лед, наоборот чуть-чуть подтаявший лед смерзается еще крепче. А снежный пол и стены стараются укрыть звериными шкурами. На берегах теплых морей аборигены строили хижины из веток пальм. Но в таких домах, наверное, тоже было неудобно жить? Почему?
Дети:
Там было жарко и дверей не было, земляные полы, ходить надо было согнувшись, попадал дождь, ветер мог его снести, зимой было холодно. И люди стали думать из чего бы им построить крепкие, теплые дома.
Воспитатель:
В степях появились дома из глины. Эти дома назывались мазанки. А на Кубани из глины назывались курень или хата. А там где было много лесов, люди делали деревянные срубы. Угадайте как называются такие дома (изба). У избушки есть высокое крылечко, крыша, украшенная резьбой. Внутри дома есть лавочка. А главное есть большая теплая печка, где весело потрескивают поленья. А как вы думаете чем были удобны эти дома?
Дети:
Дождь не попадает и ветер не дует, в них тепло, потому что есть печка; светло, потому что окна; есть дверь, которую можно запереть.
Воспитатель:
Давайте соберем картинки и посмотрим, где же жили люди раньше. (Дети составляют, если затрудняются предлагаю образцы, либо даю словесные объяснения).
Воспитатель:
Что это за конверт у «Машины времени»? Здесь какое-то задание. Нужно расселить людей, живших в разное время в свои дома. (С помощью фломастера дети соединяют изображения людей и домов).
Воспитатель:
На ваших карточках одному человеку не досталось жилища. Это человек, который живет в наше время. Отправимся на машине времени в настоящее и подберем дома для современного человека. ( Словесная инструкция: справа жилища, а слева люди, которые в них живут. Соедините линиями).
Физминутка «Всем на свете нужен дом»
Дети выполняют музыкальные движения под песенку «Всем на свете нужен дом». Звучит сигнал запуска машины времени.
Воспитатель:
Давайте выберем из предложенных картинок современные дома и расположим на «Машине времени». Мастерство строителей растет, материалы для домов становятся красивее, надежнее и безопаснее. Сегодня большинство жителей городов живет в многоэтажных «башнях», где «дом» для каждого- отдельная квартира.
Воспитатель:
Посмотрим слайд-презентацию «Современные дома». ( описание домов: используемые материалы, форма, этажи, отделка, дизайн).
Дидактическая игра «Из чего построен дом»
Воспитатель:
Я называю строительный материал и бросаю мяч, а вы должны сказать какой дом? Например, я говорю саман и бросаю мяч, кто ловит отвечает - саманный. (дерево, кирпич, стекло, бетон, глина, камень, солома, лед).
Воспитатель:
А сейчас на машине времени мы отправимся в будущее. На экране появляется фантастическая картинка города будущего.
Воспитатель:
Ребята, давайте мы с вами вместе построим город будущего. Какой формы могут быть эти дома, какие у них окна, будут ли двери, как будет вырабатываться энергия, будут ли антенны, все ли дома будут стоять на земле или будут перемещаться по воздуху. Для вас я принесла заготовки домов будущего, помогите их закончить и расположить на макете. (Дети приклеивают окна, антенны, пружины, солнечные батареи, прожектора, лифты и размещают дома на макете). Дети описывают свои дома.
Воспитатель:
Ребята, а вы хотели бы жить в этих домах? Представьте, что мы жители этого города. Какие мы? (добрые, дружные).
Итог.