Ирина Артемова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Волшебный камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать у детей познавательную активность в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с магнитом и его свойствами;
- учить делать умозаключения и выводы;
- побуждать к исследовательской деятельности и экспериментированию.
Развивающие задачи:
- развивать у детей познавательную активность, любознательность, наблюдательность;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь детей словами «магнетические», «магнитная сила», «магнитное поле».
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Волшебный камень“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные задачи:
- воспитывать аккуратность в работе, усидчивость, дисциплинированность.
Оборудование и материалы: музыкальное сопровождение, магниты (маленькие и большие) на каждого ребенка, тарелочки для раздаточного материала, предметы: металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, бумажные, резиновые, скрепки канцелярские, контейнеры с манной крупой, емкость с водой, стаканы пластмассовые, карандаши простые, листы (формата А4) – чистый и с заданием.
Ход НОД:
I. Организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Ребята, давайте встанем в кружок. Посмотрим друг на друга. Какое сегодня доброе утро. Ребята у вас сегодня хорошее настроение? У меня сегодня отличное настроение. Давайте друг другу подарим отличное настроение и друг другу пошлем воздушный поцелуй. Посмотрите, какие вы сегодня все красивые. Сегодня я пришла к вам в гости и не одна! Посмотрите, сколько гостей к вам сегодня пришли! Давайте дружно поздороваемся и улыбнемся!
Воспитатель: Но это еще не все гости, которые к нам пришли! Я уже слышу, как к нам кто-то спешит (звучит веселая музыка, на ширме появляется Маша из мультфильма «Маша и медведь»).
Маша: Здравствуйте дети! Вы меня узнали?
Дети: Здравствуй: Маша!
Воспитатель: Маша, а у тебя хорошее настроение?
Маша: Да! Хотя за окном снежная морозная зима, а мне весело! Ведь Мишка приготовил мне подарок: вот эту шкатулочку. Сейчас-сейчас я посмотрю, что в ней лежит, вот только ключик из кармана достану… Ой! Ай-ай-ай!
Воспитатель: Что случилось, Маша?
Маша: У меня ключик пропал! (Плачет). Ну, как же так? Ведь он только лежал в моем кармашке. Наверно, я его потеряла. Ребята, что же мне делать? Подождите… Слышала я, что есть волшебный камень и к нему все липнет, притягивается. Может и ключик мой тоже к нему притянется?
Воспитатель: Маша, я, кажется, догадываюсь, что это за камень, который притягивает предметы. Ребята, я вам сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте.
Этот камень не простой,
Может двигать он предметы
И притягивать железо.
Вы ребята не спешите
Этот камень назовите.
Дети: Магнит!
II. Основной этап.
Воспитатель: Правильно. Так зачем нужен магнит Мише? Я предлагаю выяснить, поможет ли ей магнит отыскать ключик?
Сегодня мы с вами поработаем в нашей мини-лаборатории и будем самыми настоящими научными сотрудниками. Дети проходят к столам.
Предлагаю вам одеть белые халаты. Ребята, а как нужно вести себя в лаборатории? (ответы детей). Инструктаж пройден, пройдите за столы.
Воспитатель: Сегодня мы с вами окунемся в удивительный мир магнитов и поближе познакомимся с их свойствами.
Вот перед вами магнит,
Много секретов он хранит.
Возьмите в руки магнит, что вы о нем можете сказать? Какой он?
Дети перечисляют, что он тяжелый, холодный, твердый, гладкий и т. д.
Воспитатель: А теперь пора выяснить, сможет ли магнит помочь Маше найти ключик от шкатулки.
Опыт № 1 «Все ли притягивает магнит?»
У каждого ребенка набор предметов из железа, дерева, пластмассы, бумаги и стекла и резины.
Воспитатель: Определите самостоятельно, какие предметы притягиваются, а какие нет. Как это сделать? (высказывания). Сейчас работают руки. Поднесите магнит по очереди к предметам. Предметы, которые притягиваются положить в тарелку со знаком «+». А те, которые не притягиваются со знаком «-».
Выполнение.
Воспитатель: Какие предметы притянул магнит? Из чего они сделаны? Какие не притянул? (ответы).
Вывод: Магнит притягивает металлические предметы, на них действует магнитная сила.
Воспитатель: Ребята, скажите, сможет ли Маша найти ключик от шкатулки при помощи магнита? (ответы). А почему?
Воспитатель: Держи, Машенька магнит и ищи свой ключик.
Маша: Спасибо вам ребята, я сейчас, быстренько! (Маша «ищет» ключик и находит его). Ура! Вот же он, нашёлся!
Воспитатель: Маша, мы очень рады, что смогли тебе помочь, правда, ребята? Маша, а ты можешь дать мне ключик на минутку, я хочу показать «фокус» :
Опыт № 2 «Послушный ключик»
Воспитатель показывает детям лист картона, подзывает одного помощника, просит его взять ключик и прикрепить к листу картона, куда покажет воспитатель (ключик падает на стол).
Воспитатель: Вот какой непослушный ключик. Наверно, нужно нарисовать крючок. Маркером рисует крючок и произносит волшебное заклинание : «КЛЮЧИК, КЛЮЧИК НЕ ЛЕНИСЬ И К КРЮЧКУ ПРИКРЕПИСЬ!»
Помощник с легкостью прикрепляет ключ к нарисованному крючку.
Воспитатель: В чем же секрет этого фокуса? ( дети высказываются: с задней стороны листа прикреплен магнит, который и притягивает к себе металлический ключ).
Воспитатель: Маша, тебе понравился фокус?
Маша: Да
Воспитатель: Маша, а как же там поживает Мишка, наверно, ему скучно сейчас без тебя?
Маша: Я так не думаю, потому что Мишке постоянно пишут письма ребята, и их скопилось так много, что они уже не помещаются на полках. Миша скрепил их скрепками и красиво сложил, а сам приготовился варить кашу: налил в кастрюльку воды, приготовил манную крупу. Но тут пришла в гости к Мишке я… (вздыхает) …и случилось то, что случилось. В общем, я такая боевая… перевернула все вверх дном, скрепки рассыпались: одни рассыпались в манную крупу, другие попадали в воду. Как теперь их доставать? Может мне магнит поможет, ребята, как вы думаете?
Воспитатель: Ребята, можно ли помочь Маше собрать все скрепки, если они находятся в манной крупе? (ответы) А можно ли собрать все скрепки не касаясь крупы? Что для этого нужно сделать? Давайте поможем Маше!
Опыт № 3. «Притягивает ли магнит через манную крупу?»
Воспитатель предлагает собрать при помощи магнита, не касаясь манной крупы, все скрепки в коробочку.
Задает вопросы: Почему скрепки притянулись к магниту?
Ответы: Скрепки сделаны из железа, они металлические.
Воспитатель: Все предметы, которые притягиваются к магниту через крупу, называются магнетические.
А теперь продолжаем. Сейчас я ещё покажу вам один фокус, как сделать длинную цепочку из скрепок.
Воспитатель демонстрирует, как сделать цепочку, дети повторяют.
Опыт № 4. «Магнит действует на железные предметы»
Воспитатель: Из манной крупы мы теперь сможем достать скрепки при помощи магнита. А как бы со скрепками, которые попадали в воду? Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом?
Дети: Провести магнитом по стенке стакана.
Вывод: Магнит действует на железные предметы в воде и через стекло, и через пластик.
Воспитатель: А сейчас, ребята, я приглашаю вас на ковер.
Игра «Магнитит - не магнитит»
Воспитатель: Я – Магнит, на стульях лежат карточки, сейчас будет играть музыка, а вы будете танцевать, как только музыка остановится, вы берете любую одну картинку, если на картинке изображен предмет, который притягивается к магниту, вы подбегаете ко мне, если предмет не притягивается к магниту, вы остаетесь на месте.
Воспитатель: Ребята, пришло время ещё одного опыта. Маша, тебе тоже будет полезно посмотреть.
Опыт № 5. «Магниты действуют на расстоянии».
Воспитатель: Возьмите чистый лист, сверху посередине нарисуйте линию и положите на нее скрепку. Теперь возьмите маленький магнит, положите его снизу листа и потихоньку пододвигайте к скрепке магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг «скакнет» и прилипнет к магниту. Отметьте это расстояние точкой.
Проведите этот же опыт с большим магнитом и тоже отметьте точкой расстояние, на котором скрепка прилипнет к магниту. Можно увидеть, что одни из магнитов сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние не зависит от величины магнита, а только от его магнитных свойств.
Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали «магнитным полем».
Маша: Как же здорово! Не терпится все рассказать и показать Мишке!
Воспитатель: Ребята, мы с вами многое узнали о магните. Удивите меня своими знаниями. Перед вами на листе изображения разных предметов. Возьмите в руки карандаш и проведите линию от магнита к тому предмету, который притягивает магнит.
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
Ну, что Маша, понравилось тебе в нашей лаборатории?
Маша: Очень! У вас здесь настоящие чудеса!
Воспитатель: Ребята, а вам понравились опыты? Вы сможете показать их самостоятельно?
III. Заключительный этап: рефлексия.
Ребята, мы с вами сегодня столько много всего интересного узнали. Кто приходил к нам в гости? С каким волшебным камнем вы познакомились? Что вам показалось самым интересным? И что было труднее всего? Мы Маше во всем смогли помочь?
Ну, а теперь: тихо фартучки снимите и на место положите.
Маша: Спасибо, дети, за интересные эксперименты!
Я узнала много нового.
Погостила я у вас
Надо собираться.
Воспитатель: Маша, подожди, а как же ключик? Ты забыла, что хотела открыть свою шкатулочку? Держи ключик. Давай я тебе помогу.
Воспитатель помогает Маше открыть шкатулочку, а там – декоративные магниты.
Маша: Ой, ребята, как я рада! Ведь это же… магниты! Какие же они красивые! Ребята, я хочу поделиться с вами своей радостью и подарить вам эти магниты.
Воспитатель и дети: Спасибо, Маша! До свидания!
Маша: До свидания!
Воспитатель: Ребята! Вам было интересно? Надеюсь нашим гостям тоже! Давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети прощаются с гостями.