Анастасия Быкова
Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конструкт
по познавательно – исследовательской деятельности
Группа: средняя
Составитель: Быкова Анастасия Андреевна
Образовательная область: Познавательное развитие
Тема: «Воздух – невидимка»
Виды деятельности: познавательно-исследовательская
Форма НОД: детское экспериментирование
Публикация «Конструкт по познавательно-исследовательской деятельности „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Темочки
Учебно-методический комплект: (ФГОС ДО, Примерная основная образовательная программа «Детство», Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», Дыбина О. В. «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников»)
Методы и приемы: беседа, поощрение, художественное слово, игровая ситуация, стимулирование занимательным содержанием, объяснение, пояснение, иллюстрация, демонстрация, упражнения, проблемные вопросы, работа в парах, включение в исследовательскую деятельность.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкости с водой, стаканы, одноразовые стаканчики с водой, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки, таз с водой, игрушки из серии «тонет-не тонет», кораблики, игрушка Лунтик, презентация со слайдами, вееры, воздушные шарики.
Планируемый результат:
• Проявляют интерес к экспериментированию, познавательную активность;
• Демонстрируют умение отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
• Имеют представление о воздухе и его свойствах;
• Имеют представление что такое ветер;
• Демонстрируют умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
• Соблюдают правила безопасного поведения во время экспериментов.
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи совместной познавательно-исследовательской деятельности
Воспитательные задачи:
• воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам;
• воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой;
• воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие задачи:
• развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности, наблюдательность;
• развивать зрительное и слуховое восприятие;
• развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Обучающие задачи:
• закрепить представления детей о воздухе, его свойствах (невидим, лёгкий, воздух есть вокруг и внутри нас, а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
• учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха;
• продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Этап деятельности
Мотивационно – целевой.
Актуализация знаний. Ребята, к нам сегодня пришли гости, что нужно им сказать? (Ответы детей). Давайте подарим гостям наши улыбки. Молодцы.
Ребята, отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Что это? – Воздух.
Правильно, это воздух! Что вы знаете о воздухе?
А хотите проделать опыты, как настоящие учёные? (ответы детей) Я предлагаю вам превратиться в ученых и пройти в нашу лабораторию.
Появляется игрушка Лунтик: Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?
Этап деятельности
Организация деятельности
- Здравствуй, Лунтик, мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Лунтик: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
- Скажите, ребята, Лунтику, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим)
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый).
Лунтик: Вот-вот! Невидимый! Значит его и нет вовсе!
- Погоди, погоди, Лунтик! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Лунтик: Ой, всё-то вы знаете! А докажите, что этот самый воздух есть!
- Ребята, давайте докажем Лунтику, что воздух всё-таки есть!
А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам, надевают фартуки). А что нужно сделать, чтобы воздух увидеть? (Ответы детей). Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)
Опыт 1. «Можно ли поймать воздух?». Как вы думаете, воздух можно поймать?
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха).
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Ребята, мы сейчас проделали такой серьезный опыт:
Воздух с вами мы искали
И в пакет его поймали!
Посмотрели, посветили
И на волю отпустили!
Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?
Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик» - максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.
Лунтик: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Вот, посмотрите на экран!
- Конечно, Лунтик! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!
Лунтик: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет» (Звучит детская песенка «По морям, по волнам»).
Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Опыт 2. «Есть ли воздух в человеке?»
А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (Дети выдвигают свои гипотезы) Давайте проверим.
Перед вами стаканы с водой и трубочки. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит? (Выходят пузырьки.) Вот видите!
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Физминутка.
Ветер веет над полями и качается трава. (дети качают поднятыми руками вправо-влево)
Облако плывет над нами, словно белая гора. (поднимаются на носки и опускаются на всю стопу)
Ветер пыль над лесом гонит и деревья к низу клонит. (выполняют движения по тексту)
Вправо, влево, назад, вперед, а потом наоборот!
Мы взбираемся на холм, там немного отдохнем!
Опыт 3 «Что такое ветер?»
- Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Возьмите кораблики, опустите в таз с водой.
Что нужно сделать, чтобы кораблики плыли быстрее? (Ответы детей). Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Лунтик: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?
- Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? (В лицо дует ветерок).
Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась.
Лунтик: Как эта вертушка похожа на ветряную мельницу! У бабы Капы и деды Шэра была такая. Там, на мельнице, муку мололи. А потом из этой муки баба Капа пироги пекла. Посмотрите на экран.
Вывод: Ветер – это движение воздуха. Воздух может передвигать предметы.
Опыт 4. "Что легче: вода или воздух?"
-Как вы думаете, воздух легкий или тяжелый? Как мы можем это узнать (ответы детей).
Попробуем ответить на этот вопрос, проведя следующий опыт. Как вы думаете, есть ли воздух в стакане? (Есть). Можно ли это доказать? Для этого нам надо опустить стакан в воду, донышком вверх и посмотреть, что же будет. Если держать его ровно вода в него не попадает. Что же не пускает воду в стакан? (Ответы детей)
А теперь слегка наклоните стакан и немного выньте из воды. Что появилось? (Пузыри). Как вы думаете, почему они появились? Вода вытеснила воздух из стакана, заняла его место, а воздух вышел в виде пузырей.
Вывод: Теперь мы с вами убедились. Что вода тяжелее воздуха и может его вытеснять.
Опыт 5. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Хотите порисовать? А рисовать мы сегодня будем необычным способом!
Воздух очень много может!
Он нам рисовать поможет!
В трубочки подуем-
Капельки раздуем!
Этап деятельности
Продуктивная деятельность
На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем кляксу от центра в разные стороны. Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Вам нравится?
когда листочки высохнут, вы дорисуете недостающие детали, и мы устроим выставку ваших рисунков!
Этап деятельности
Рефлексия
Открытый конец (предположить дальнейшую деятельность детей в группе)
Лунтик: Ребята, вы отличные воздухоискатели! Давайте вспомним с вами, что мы узнали о воздухе! (Ответы детей)
Лунтик исчезает.
- А на следующем занятии я расскажу о том, почему одни воздушные шарики остаются на земле, а другие улетают высоко в небо. И ещё о том, как можно на воздушных шарах путешествовать по воздуху.
- Лунтик, куда ты исчез? Что ты там делаешь?
Лунтик: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух. Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Кузе и Миле всё, что узнал сегодня. До свидания!
- И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. Скорей оденемся и пойдём на улицу – дышать свежим воздухом!