наталья козина
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы «Этот удивительный воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Этот удивительный воздушный шарик».
Возраст детей : 5 -6лет.
Длительность НОД – 25 минут.
Цель: познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей старшей группы „Этот удивительный воздушный шарик“» размещена в разделах
- Воздушные шарики
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Способствовать познавательно- исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
Создавать настрой в группе на современную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
Обеспечить полученные опыты взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Словарная работа: невидимый, прозрачный., звук.
Оборудование: Письмо, стакан с водой, трубочка (на каждого ребёнка, полиэтиленовый пакет, воздушный шарик.
Демонстрационный материал: предметные картинки с изображением рыб. Карточка - схема рассказа о рыбах: строение, среда обитания, питание, размножение.
Раздаточный материал: трубочки для коктелей, стаканчики.
Предварительная работа: Наблюдение за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека, д/ и: «Кому нужен воздух».
Ход занятия: Организационный момент.
Малоподвижная игра: «Шарик» (Длительность – 3 мин).
Дети изображают как воздушный шарик постепенно наполняется воздухом : медленно поднимают руки вверх и надувают щёки. Но шарик «лопнул» : дети медленно в расслабленном состоянии и опускаются на пол произнося: ш-ш-ш.
Предлагаю улыбнуться друг другу и сесть на свои места.
Воспитатель. Сегодня мы поговорим о воздухе.
Раздаётся стук в дверь, «почтальон» передаёт письмо.
Воспитатель: Ребята, смотрите, в наш детский сад пришло письмо, давайте посмотрим от кого. От ослика Иа, давайте откроем и прочитаем его. «Здравствуйте, ребята! Не давно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему- то сказала, что это не просто шарик, а удивительный. Не чего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик! Ребята, может быть вы поможете мне понять, что в нём удивительного? Очень буду ждать вашего ответа. Ослик Иа».
Ну, что, ребята поможем ослику. ?
Воспитатель: А вы знаете, почему шарик называется воздушный? Ответы детей : Потому что внутри шарика есть воздух.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнаем, что такое воздух, из чего он состоит, для чего он нам нужен.
А сейчас отгадайте загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь.
Он невидимый, но всё же
Без него мы жить не можем. Ответы детей : Воздух.
А я знаю стихотворение про воздух.
«Воздух – это –то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полёт
Улетает самолёт
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным
Пахнуть может дымом дачным». Н. Рубцов.
Воспитатель: Молодец! Хорошее стихотворение.
Воспитатель: Почему мы его не видим, не слышим и не чувствуем? Ответы детей : Потому что воздух не видимый.
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в маленьких исследователей и проведём несколько экспериментов с воздухом, чтобы помочь ослику Иа понять, что же такое воздух.
Эксперимент №1 «Можно ли увидеть воздух».
Воспитатель: Для начала я беру полиэтиленовый пакет. Посмотрите что в нём? Теперь я наберу в пакет воздуха и закручу его. Что произошло с пакетом? Воздух занял все место в пакете. Теперь я развяжу пакет и выпущу воздух.
Что изменилось? Ответы детей : Пакет пустой.
Пакет изменил форму, он полон воздуха.
Пакет опять стал пустым.
Воспитатель: Мы с вами выяснили, что воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке. А потом выпустили его.
Воспитатель: Что это значит.? Воздух есть вокруг нас.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух внутри нас».
Воспитатель: Интересно ребятки, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете?
Воспитатель: А давайте проверим, у вас на столах стоят стаканчики с водой, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим что произойдёт. Ответы детей : Воздух внутри нас есть.
Ребята что происходит с водой? Выходят пузырьки.
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же была только вода. Воздух внутри нас и когда мы дули в трубочку он выходил в виде пузырьков.
Воспитатель: Пузырьки – это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Молодцы вы правильно ответили. Но ещё чтобы подуть, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Воспитатель: Вот так ребята, мы смогли увидеть воздух. А сейчас, давайте немножко отдохнём!
Физкультминутка: Представим что мы деревья.
Дует, дует ветер.
Дует, задувает.
Желтые листочки
С дерева срывает
И летят листочки
Над лесной дорожкой.
Падают листочки
Прямо нам под ножки. (2 раза)
Воспитатель: Ребята немножко отдохнули, можно продолжать наше исследование, занимайте свои места.
Эксперимент № 3 «Можно ли почувствовать воздух».
Воспитатель: Как вы думаете ребята, сможем ли мы почувствовать воздух?
Почувствовать воздух мы сможем. Когда нам жарко мы машем ладошкой или делаем из бумаги веер.
Воспитатель: Молодцы! Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветерок – это воздух. Вот, так мы можем почувствовать воздух.
Эксперимент №4 «Услышим воздух»
Воспитатель: Ребята, а сможем ли мы услышать воздух?
А вот и можно. Ребята, как же возникает звук?
На самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперёд, это называется колебание.
Повторите ребятки, как это называется?
Воспитатель: Я беру свистульку через неё можно пропустить быструю струю воздуха. Что мы слышим?
Звук возник от попадания воздуха в свистульку. Воздух услышать мы не можем.
Когда дудим, кричим, свистим.
Колебание.
Слышим звук.
Воспитатель: И так, ребята, давайте подведём итог нашего эксперимента. Ну что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика Иа оказался удивительным?
Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, он состоит из нескольких газов, один из которых – кислород, именно кислород нужен для дыхание живых существ.
Воспитатель: Сегодня мы с вами напишем письмо ослику Иа, в котором напишем всё про воздух.