Ирина Александровна Макарова
Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Экспериментирование»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство со свойствами воды и свойствами некоторых веществ»
Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Образовательные: расширять и углублять знания и представления детей об объектах неживой природы.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности „Экспериментирование“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
- развивать познавательные интересы детей в процессе исследовательской деятельности;
- учить приобретать новую информацию посредством экспериментирования;
- формировать умение делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей потребность в общении с неживой природой;
- воспитывать бережное отношение к воде;
- воспитывать аккуратность.
Основные принципы непосредственного образовательного процесса:
- наглядности;
- доступности и индивидуализации;
- развивающего обучения;
- поддержки;
- гуманистического стиля взаимоотношений;
- свободы и права ребенка.
Оборудование и материалы: на каждого ребенка по 3 одноразовых стаканчика с холодной водой, одноразовая чайная ложка, бумажная салфетка, цветные карандаши, лист тонированной бумаги А4; контейнер с сахарным песком, контейнер с цветной солью, контейнер с мелом.
Сценарий НОД
- Здравствуйте, ребята! Давайте с вами поиграем в музыкальную игру «Ветер – дождик». Девочки – «ветер». Мальчики – «дождик».
- Молодцы!
- Ребята сегодня я предлагаю вам превратиться в ученых. Хотите? Немного поэкспериментировать?
-Но сначала отгадайте загадку:
«Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь — может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это? (Вода)»
- Ребята, хотите вы узнать о таком загадочном и в то же время распространенном веществе как вода.
- А сейчас давайте послушаем Сашу. (Рассказывает стихотворение)
«Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.»
- Ребята! Сегодня мы поговорим о свойствах воды и свойствах некоторых других веществ.
- Скажите, пожалуйста, что вы знаете о воде?
- Для чего нужна вода?
- Молодцы!
Вода имеет различные свойства. Для того, чтобы узнать некоторые свойства воды проведем опыты, как настоящие ученые в нашей лаборатории. А как вы догадываетесь, при проведении опытов есть определенные правила. Сейчас я вам их напомню.
Что нельзя: Пробовать вещества на вкус. Пить из стаканчиков. Прыгать. Громко кричать.
Что можно: Сидеть тихо. Внимательно слушать. Думать и анализировать. Выполнять опыт только после того, как прослушаете инструкцию.
-Договорились!
-Молодцы!
-А сейчас пройдемте в нашу лабораторию.
-Занимайте места. Осмотритесь и внимательно слушайте.
- Ребята! Перед вами три стакана с водой под номерами 1,2,3 и три стакана с веществами.
- Стакан №1. Посмотрите и скажите, что в нем находится? (Сахарный песок или сахар)
- Молодцы.
- Что находится в стакане №2. Знаете? (Нет)
Сейчас расскажу. В стакане №2 находится вещество, которое называется «Цветная соль». Это вещество, посмотрите, синего цвета и имеет кристаллики.
- В стакане №3. Как вы думаете, что? Это мел. Обыкновенный мел. Тот, которым вы рисуете на асфальте. Только в сыпучем виде.
- И так опыт №1
Опыт №1
Инструкция: Для проведения опыта №1. Нам нужен стакан с водой и вещество из стакана под №1. Положим в этот стакан ложку сахара и размешаем ложкой.
- Приступайте.
- Что произошло с сахаром? (Сахар растворился в воде)
Опыт №2
Инструкция: Для проведения опыта №2. Нам нужен стакан с водой и вещество из стакана под №2. Цветную соль возьмем ложкой, положим в стакан с водой и размешаем.
-Что произошло? (Цветная соль полностью растворилась в воде, а еще изменился цвет воды)
-О каком свойстве воды узнали? (Вода растворитель. В ней можно растворить различные вещества.)
-Какие вещества мы растворили (Сахар и цветную соль)
Физкультминутка
Про дождик.
Капля первая упала – кап!
Ладонь левой руки вверх, правая пальчиком на ладошку капает.
И другая прибежала – кап!
Мы на небо посмотрели
Руки вверх
Кап, кап, кап капельки запели,
Намочились наши лица, мы их вытирали.
Туфли посмотрите мокрыми стали,
Мы плечами потрясём, все, все капельки стряхнём.
От дождя мы убежим топаем на месте
Под кусточком посидим! приседаем и руки над головой домиком.
Опыт №3
Инструкция: Для проведения опыта №3. Нам нужен стакан с водой и вещество из стакана под №3. Мел также возьмем ложкой, положим в стакан с водой и размешаем.
-Что произошло? Растворился мел или нет? Нет, мел не растворился.
О каком свойстве воды говорит третий опыт? В воде не все вещества можно растворить. Мел не растворяется в воде.
-Молодцы!
1. Подведение итогов. Беседа.
-О каких свойствах воды вы узнали в результате опытов? (Вода растворитель, но растворяет не все вещества.)
-Какие вещества растворяются в воде? (Сахар. Медный купорос)
-Какое вещество при растворении меняет цвет? (Медный купорос)
-Какие вещества не растворяются в воде? (Мел)
2. Релаксация.
- Ребята опыты мы с вами провели. А теперь пройдите на коврик. Ложитесь на спину, руки вдоль туловища. И помечтайте под звуки дождя.