Елена Байкалова
Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Удивительный воздушный шарик»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательская деятельность.
Цель: создание условий для знакомства детей с понятием «воздух», его свойствами, ролью в жизни человека.
Задачи:
1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование : умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.
2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.
Темочки:
- Воздушные шарики
- Воздушный шарик. Опыты и эксперименты с шарами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.
4. Обеспечить получение опыта взаимодействия в парах.
5. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.
Предварительная работа: экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека.
Оборудование посылка, игрушка ослик, стакан с водой, трубочка (на каждого ребенка, свистки, полиэтиленовые пакеты, веера из белого листа бумаги (на каждого ребёнка, воздушный шарик.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
А теперь поприветствуем тому что нас окружает.
«Здравствуй!»
Здравствуй, солнце золотое! Пальцами правой руки
Здравствуй, небо голубое! по очереди «здороваются»
Здравствуй, вольный ветерок! с пальцами левой руки,
Здравствуй, маленький дубок! похлопывая друг друга
Мы живем в одном краю - кончиками, начиная с больших
пальцев.
Всех мы вас приветствуем! Переплетают пальцы замочком
и поднимают руки над головой.
(раздаётся стук в дверь, «почтальон» передает посылку)
Ребята, смотрите, в наш детский сад пришла посылка, давайте посмотрим от кого (воспитатель открывает посылку и достает игрушечного ослика). «Здравствуйте, ребята! Меня зовут ослик ИА. Недавно я был в гостях у Совы, она подарила мне воздушный шарик и почему-то сказала, что это не простой шарик, а удивительный. Ничего не понимаю, что в нем может быть удивительного, обычный воздушный шарик! Ребята, может быть вы поможете мне понять, что в нем удивительного?
Воспитатель: ну, что, ребята, поможем ослику ИА?
Воспитатель: а сейчас отгадайте пожалуйста загадку:
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня (Воздух)
Давайте мы с вами превратимся в маленьких исследователей и проведем несколько экспериментов, чтобы помочь ослику ИА понять, что же такова удивительного в «Воздушном шаре»?
Прошу пройти со мной к столу.
.
Эксперимент №5
Хотите поиграть с воздушными шариками?
И так надуваем шарик не большого размера, не завязываем его. Какой получился шарик? (лёгкий и красивый).
Разжимаем пальцы. Что происходит с шариком? (шарик начал метаться – из него выходит воздух).
А этот эксперимент ребята я покажу вам сама, а вы пожалуйста посмотрите.
Надуваю немного шарик, не завязываю его «Горлышком» погружаю в воду, постепенно разжимаю пальчики. Что происходит? (воздух из шарика выходит, и на поверхности воды появляются пузыри).
Вывод: Пузырьки воздуха, выходя из шарика, поднимаются на поверхность воды: (они лёгкие.)
Эксперимент № 1
А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
А давайте проверим?
Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет?
Ой, ребята, что это происходит с водой? (выходят пузырьки).
Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
Воспитатель: Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Вот так, мы смогли увидеть воздух. А сейчас, давайте немножко отдохнём!
Физкультминутка.
Дует, дует ветер.
Дует, задувает. (дети машут на себя руками)
Жёлтые листочки
С дерева срывает. (на носочках потянуться вверх и «срывать листочки»)
И летят листочки
Над лесной дорожкой. (бег по кругу или кружатся на месте)
Падают листочки
Прямо нам под ножки. (медленно садятся на корточки)
2 раза
Воспитатель: Ну, вот!
Немножко отдохнули и можно продолжать наше исследование.
Эксперимент №3
Ребята! А как вы думаете, сможем ли мы почувствовать воздух? Для того чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги, который лежит перед вами, и начинаем складывать гармошкой. Получился веер.
А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух. Вот так, мы можем почувствовать воздух.
Эксперимент №4
А сможем ли мы услышать воздух? (ответы детей)
Воспитатель: А вот и можно.
Ребята, как же возникает звук? (ответы)
А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите, как это называется (словарная работа).
Посмотрите, у нас на столах лежат свистки, через них можно пустить быструю струю воздуха. Что мы слышим? (звук)
Звук возник от попадания воздуха в свисток.
Опыт №2 (воздух можно увидеть)
Воспитатель :Чтобы воздух увидеть, его нужно поймать. Хотите я научу вас ловить воздух. Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нем? (он пустой)
Давайте его сомнем. Посмотрите он легко мнется, почему? (потому что он пустой)
Теперь мы сделаем из него шарик, закрутите его.
Что в пакете? (воздух)
Как вы думаете, на что стал похож пакет? (ответы детей)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (там воздух)
Вывод: Воздух приобретает форму того предмета, в какой он попадает.
А теперь посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку? (видим)
Если мы видим свою руку, значит воздух какой? (прозрачный, невидимый)
Вывод: Воздух прозрачный.
А теперь послушайте ещё раз загадку, может на этот раз догадаетесь, что же такое?
Ты без него не сможешь жить
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Итак, ребята, давайте подведем итог нашего эксперимента. Ну, что, теперь вы знаете, почему воздушный шарик ослика ИА оказался удивительным?
(Ответы детей.)
Внутри него есть воздух, который можно увидеть, услышать и почувствовать. Воздух окружает нас повсюду, он состоит из нескольких газов, которые нужны для дыхания живым существам.
Спасибо вам, ребята, что помогли ослику.
Ребята мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы.
-А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и подарим им ваши веера.