Папки-передвижки

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Звук [С]»

Лариса Тонкова
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Звук [С]»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД по подготовке детей к обучению грамоте.

Познакомить детей со звуком «С» и с его условным обозначением (синий цвет, познакомить с буквой С, как знаком обозначающим фонему (П). Закреплять умение дифференцировать понятия «звук - буква», продолжать формировать умение дифференцировать понятия «гласный - согласный» (П). Познакомить с артикуляционной характеристикой звука «С» (П, Р). Развивать фонематический слух: выделять слова, которые начинаются на заданный звук (П). Формировать понятия глухой – звонкий звук. Формировать умение производить звуковой анализ слова СОК. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением (ФР). Формировать положительную установку на участие в НОД (СК).

Публикация «Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте „Звук [С]“» размещена в разделах

Оборудование: Солнышко, фишки для обозначения гласных и согласных звуков, магнитная азбука и кассы букв по числу детей, предметные картинки (названия которых заканчиваются на звук «С», тетради в крупную клетку и пеналы по количеству детей, листы с заданиями.

Ход занятия.

Приветствие:

(Дети в кругу)

Встанем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

Л. : А когда начинается утро, к нам приходит Солнышко!

(Хоровод)

Солнышко на небе раньше всех встаёт.

Поздно спать ложится,

Как не устаёт?

По его пути,

За один денёчек

Небо всё пройти!

Л. : Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости? (Солнышко).

Правильно. Оно хочет согреть нас в эти весенние деньки и поиграть с вами.

Вопросы:

• Ребята, давайте с вами вспомним, чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

• Какие звуки называются гласными?

(Звуки, которые можно долго тянуть, пропеть, при этом во рту не образуется преграды).

• С какими гласными звуками мы с вами уже познакомились?

(А, О, У).

• Каким цветом мы обозначаем гласные звуки в схеме слова?

(Красным).

• Какие звуки называются согласными?

(Те звуки, при произнесении которых воздух встречает препятствие – губы, зубы.).

• С какими согласными звуками мы с вами уже знакомы?

• Каким цветом в схеме слова мы обозначаем согласные звуки?

(Синим. зеленым).

Игра.

Посмотрите на доске несколько букв, они знакомы вам?

Давайте их вспомним, какие звуки они означают?

Молодцы! Солнышко очень довольно.

Основная часть.

Речевая зарядка.

В. : Ребята, давайте произнесем все вместе речевую зарядку. И попробуем догадаться с какими звуками и буквой мы сегодня познакомимся.

СА – СА – СА – в лесу бегает лиса.

СО – СО – СО – у Вовы колесо.

СИ – СИ – СИ – сук в рук е неси.

УСЬ – УСЬ – УСЬ – на лугу пасется гусь.

Л: Догадались? (Ответы детей).

Новый материал.

Л. : Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками [с], [с’] и буквой «С».

Фонематическая зарядка.

В. : Когда воздушный шарик начинает сдуваться, воздух из него выходит так

[с – с – с].

Давайте все вместе произнесем. (Дети произносят).

Артикуляция звука.

Л. : Обратите внимание, что когда мы произносим звук [с] наши губки растянуты в улыбке, а кончик язычка спрятался за нижние зубки. Давайте проверим какая струйка воздуха выходит изо рта, когда мы произносим звук [с], теплая или холодная? Подставьте ладошку.

(Холодная струя воздуха).

Характеристика звука [с].

Л. : Звук [с] гласный или согласный? Как вы определили?

(Согласный, т. к. воздух встречает препятствие - зубы.)

Давайте определим звук [с] глухой или звонкий? Помните, что домик нашего голоса – это горло. Положим ладошку на горлышко и произнесем звук [с] – дрожит горлышко или нет?

(Горлышко не дрожит, значит, звук [с] глухой).

Значит звук [с] – согласный, глухой. Может быть твердым и мягким

(Попросить повторить 2-3 детей).

Л. : Солнышко предлагает вам поиграть в игру.

Игра «Поймай звук «С».

Хлопнуть в ладоши, когда услышат звук «С» :

а, у, с, з, и, с, о, м, с ;

за, та, су, ми, со, ма, са ;

нос, дым, сом, дом, собака, мыши, усы …

Солнышко приготовило интересную разминку, давайте поиграем

Физкультминутка «Светофор»

Дети встают в круг. В руках у воспитателя три круга. Будьте внимательны. Показываю:

Зелёный кружок – топайте ногами,

Жёлтый кружок – хлопайте руками,

Красный кружок – тишина!

Молодцы! Вы очень хорошо знаете сигналы светофора.

Л: Вы знаете, ребята, что солнышко ходит по всему свету и многое видит и слышит. И вот недавно оно побывало в деревне и видело рыбаков. А вы знаете кто такие рыбаки? (ответы детей)

Игра «Рыбаки». Логопед показывает детям рыбок.

— Вот картинки - рыбки, в названии которых есть звуки с и сь. Эти звуки могут быть в начале, в конце и в середине слова. Рыбки «плавают в речке». Сейчас вы разделитесь на две команды. Каждая команда возьмет удочку и начнет ловить рыбу. Поймав рыбку, вы должны посмотреть, какая картинка к ней приклеена, назвать ее и определить твердый или мягкий звук с слышится в ее названии. Выиграет та команда, которая поймает больше рыбок.

Знакомство с буквой С.

Наше солнышко хочет познакомить вас с буквой С

С – от бублика кусок,

Кто-то съел в нём правый бок.

На снегу подковы след.

«С» - сверкает силуэт.

Из веревочки кольцо

Послужило нам для О,

А для С теперь возьмем

Колечко справа разомкнем.

Показ буквы С.

В. : На что похожа буква С? (Ответы детей)

Написание буквы С пальцем в воздухе. Выкладывание из палочек

И снова наше солнышко приготовило задание из деревни. Ребята вы знаете что такое колодец? (ответы детей)

Игра «Колодец»

На доске изображения двух колодцев. Дети должны выбрать ведро с буквой, которая подошла бы к тем, что нарисованы на срубе колодца. Должно получиться по три разных слова: суп, сук, сом; сон, сок, сам.

СОК

Звуковой анализ слов

Логопед предлагает детям проанализировать слово, которое они «поймали в колодце» (игра «Колодец»); составить их схему, затем заменить фишки буквами и составить предложения с этими словами.

Л. : Ребята, Солнышко хочет к другим деткам ещё заглянуть на занятия, ему пора уходить. Что же ему подарить на память. А давайте напимем букву С.

Итог.

Ребята, вы справились со всеми заданиями.

Солнышко ушло, а что нового вы узнали сегодня?

С какими звуками вы познакомились? (Со звуками [с], [с’])

Звук [с] какой? (Согласный, глухой, твердый или мягкий.)

С какой буквой вы познакомились? (С буквой «С»).

Выкладывали слово СОК

были рыбаками, ловили звук С и СЬ, набирали слово из колодца, писали букву С

Молодцы!

Публикации по теме:

Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П»Дидактический материал для занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [П] и буква П» Петрушка принёс звуки - символы (артикуляционная гимнастика). Паровозик для определения слогов в слове. Слова со звуком П. На улице.

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНРКонспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте в средней логопедической группе для детей с ТНР Тема занятия: «В гости к звукам и к буквам!» Цель: обобщение и систематизация знаний о звуках и буквах. Задачи: Образовательные задачи.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей»Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Мишка-грамотей» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста Тема: Мишка - Грамотей Задачи: • Закрепить умения.

Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]»Конспект ОД по обучению грамоте «Согласный звук [Н]» Конспект ОД по обучению грамоте " Согласный звук Н"Задачи : Знакомство с буквой Нн. Буква н и звук (н). Формирование умения находить букву.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамотеКонспект занятия кружка «Абвгдейка» по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте Занятие 1. Буква АЗадачи: закреплять правильное произношение звука А – изолированного и в словах, учить различать звуки на слух, произносить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Л] и буква Л» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Л (ЛЬ) Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш»Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [Ш] и буква Ш» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве Ш Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Звук [С]»
Опубликовано: 28 марта 2022 в 19:17
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Звук [С]»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Тонкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД