Нина Архипова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия на хлебное поле»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Экскурсия на хлебное поле»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Экскурсия на хлебное поле“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Цель: Сформировать у детей представление о том, что во время уборки хлеба на полях трудятся люди разных профессий, о машинах необходимых для труда хлеборобов, о результатах труда колхозников и его значимости. Формировать у дошкольников интерес к познавательной деятельности, воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу.
Воспитатель: Вот мы и пришли на поле. Давайте полюбуемся его простором.
Посмотрите, как оно блестит на солнышке, точно золотое. Дети, рассмотрим тонкие, длинные, жесткие стебли пшеницы с колосьями на конце. (рассматривают, выделяют (стебель, колос, усики, корень).
Воспитатель:
В каждом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Воспитатель: А теперь подойдем к этому полю поближе, здесь весной хлеборобы засеяли пшеницу.
Воспитатель: Что нужно растению чтобы оно выросло?
Ответы детей: свет, тепло, влага.
Воспитатель: Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое. Хлебное поле еще называют словом «нива».
(Дети повторяют слово хором и индивидуально.)
Воспитатель: Нива моя, нива золотая!
Зришь ты на солнце, колос наливая
По тебе по ветру, словно в сине море
Волны так и ходят, ходят на просторе.
Воспитатель: А почему хлебное поле сравнивают с морем?
Дети: Ветер качает колоски пшеницы и они похожи на морские волны. (предлагаю показать руками как колоски качаются).
Воспитатель: Почему поле сравнивают с морем, а не с озером или болотом?
Дети: Поле такое же огромное как море.
Воспитатель: Да, очень велики и безбрежны просторы хлебного поля. Послушайте стихотворение Н. Забилы
Проходит лето, жать пора-
Полны зерном колосья.
Работа с раннего утра
Кипит у нас в совхозе.
Встаёт стеною золотой,
Волнуется пшеница.
И каждый колос налитой
К земле готов склониться.
Посмотрите внимательно на колосья и скажите какого они цвета, созрели или нет?
Дети: Колосья золотистые.
Воспитатель: Поле из изумрудного превратилось в золотистое, потому что зерна в колосьях уже поспели и стали желтыми.
(Предлагаю детям полюбоваться красотой золотистого поля)
А где находится зерно у растений?
Дети: В колосе.
Воспитатель: А тяжелое ли одно зернышко?
Дети: Нет.
Воспитатель: А если зерен много? Тяжелый ли колос?
Дети: Да.
( Предлагаю рассмотреть растение: стебли, листья пожелтели, колос наклонился вниз, срываю колос, растираю его в руке и показываю зерна. Предлагаю детям рассмотреть форму, цвет зерен, потрогать.)
Воспитатель: Какие ребята зерна?
Дети: Зерна имеют овальную форму, твердые.
Воспитатель: А ведь такими зернышками весной было засеяно все поле. Много труда вложили колхозники в это поле, чтобы получить такой богатый урожай.
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Он идет волну сечет
И с трубы зерно течет?
Что это?
Дети: Комбайн.
На поле работают несколько комбайнов (по предварительной договоренности один из комбайнеров останавливается и спускается к детям.
Комбайнер показывает свою сложную и умную машину, рассказывает:
Комбайн мотовилом захватывает колосья, пригибает их к машине, острые ножи срезают, затем колосья поступают в молотилку, а затем, когда наполнится полный бункер, зерно по транспортеру подается в кузов машины, а все, что остается от колоса, называется соломой, она поступает в копнитель. Когда копнитель полностью наполняется соломой, он выбрасывает её на убранное поле. Выброшенная кучка соломы называется копной.
(Дети читают пословицы о труде хлеборобов.)
1. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!
2. Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!
3.“Слава тем, кто хлеб растил, не жалел труда и сил”
4. “ Хлеб – всему голова”
Благодарим комбайнера за интересный рассказ.
Комбайнер садится в машину и приступает к уборке урожая.
Физкультминутка «Зернышко»
В землю зернышко попало (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал
и росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Комбайнеры работают на комбайнах не только днем, но и ночью, убирают пшеницу, чтобы у людей всегда был хлеб; чем больше колхозники соберут зерна, тем больше будет у людей хлеба.
Обращаю внимание детей на грузовой автомобиль, который приехал на поле.
Воспитатель: Ребята, для чего шофер подает автомобиль к комбайну?
Дети: Из комбайна в кузов автомашины высыпается зерно.
Воспитатель: А когда набирается полный кузов зерна, шофер везет его на зерносклад. Везет его аккуратно, следит за тем, чтобы зерно не просыпалось.
Его просушивают в сушилке, сортируют, а затем отправляют на элеватор.
Кто знает, что такое элеватор?
Воспитатель: Правильно, элеватор-это огромные зернохранилища, где зерно сушат и хранят.
Из зерна получают муку, а из муки пекут вкусный хлеб.
Воспитатель предлагает детям сорвать по одному растению для гербария, объясняет, почему сорвали только по одному растению. (Нельзя рвать и топтать колосья, сколько людей и машин трудились, чтобы вырастить этот хлеб! Агрономы, трактористы, летчики, комбайнёры приложили много усилий, и вот он хлебушко стоит ласково и гордо протягивает людям свои зёрна. Без зерна нет пирогов, булочек, хлеба. Давайте послушаем, как «говорит» хлебное поле? (прислушиваются к шелесту колосьев)
Воспитатель: Он не падает нам с неба,
Появляется не вдруг,
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук
Взором яростным объемлю
Даль, бескрайнюю полей
Слава тем, кто любит землю.
Тем, кто трудится на ней.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.