Наталья Журбина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ № 45 детский сад "Ручеек"
с. Кагальник Азовского района Ростовской области
по ознакомлению с окружающим миром
подготовила:
воспитатель I категории
Журбина Наталья Михайловна
2020-2021 уч. г.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Русский народный костюм
- Русский народный костюм. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Цель: Приобщать детей к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным костюмом, знакомить с предметами прошлых времен.
Задачи:
Образовательные:
- Пробуждать интерес детей к русскому национальному костюму, познакомить с его особенностями, расширять знания о русской народной культуре.
- Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.
- Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи и активизации словаря.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к изучению истории культуры русского народа.
- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки рисования и конструирования из бумаги.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа.
- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свой народ.
Предварительная работа: Проведение бесед на тему «Как одевались в старину», "Изготовление одежды в старину" с использованием рисунков, картин, альбомов.
Словарь: Названия одежды русского народного костюма : рубаха, платье, сарафан, фартук (завеска, кокошник, платок, косоворотка, порты, кафтан, сапоги, лапти, колпак. Названия деталей одежды: ворот, воротник, подол, рукава, манжеты.
Ход НОД:
Воспитатель вносит в группу картонную коробку - "посылку".
Воспитатель: Ребята, сегодня нам прислали посылку из музея русской культуры. Что в ней может быть?
Ответы детей (старинные вещи, картины, посуда.)
В. - Я сейчас вам подскажу правильный ответ. Посмотрите на эти картинки. Что на них изображено? Кто что видит? ( Ответы детей: Я вижу рубашку, брюки, платье)
Демонстрация предметных карточек по теме "Одежда".
- Как это можно назвать одним словом? (Одежда)
- Посмотрите и назовите одежду, которая вам знакома?
- Ребята, посмотрите ещё раз на наши картинки с одеждой и назовите из них ту, которую сейчас не носят? (Рубаха, старинный сарафан) Когда носили такую одежду? (Давно, в старину.) Как называют одежду, которую сейчас не носят? (Старинная) Эту одежду носили в Древней Руси. Давным- давно наша страна называлась Русью, а теперь Россия.
Демонстрация предметных карточек с традиционными предметами одежды русского костюма.
Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.
-Мужской костюм состоял из рубахи, портов, кафтана. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Рубаху называли косовороткой из-за особенности воротника, делали длинной и подпоясывали её поясом –кушаком. .Рубахи украшали вышивкой льняными, шелковыми, шерстяными или золотыми нитями. Узор располагался на вороте, оплечьях, рукавах и подоле. Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. - Мужской головной убор того времени – колпак: это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка.
-Из каких частей состоял мужской костюм?
- Женский костюм. Основной одеждой женщин была длинная рубаха (сейчас мы называем ее платьем). Поверх рубахи надевали сарафан. Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из полотна. Украшалась вышивкой. Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана. Головным убором у женщин были платки и кокошники.
- Из каких частей состоял женский костюм?
И мужчины, и женщины носили обувь: лапти и разного вида сапоги. Лапти плели из березовой коры - лыка, а сапоги шили из шкур и меха животных.
Игровое упражнение: «Одень правильно»
-Возьмите из нашей посылки по одному предмету одежды. Девочки возьмут предмет женского костюма, а мальчики - мужского.
-Назовите те части мужского или женского костюма, которые вы выбрали.
Воспитатель: А теперь посмотрите, как украшали русский народный костюм. Здесь и вышивка золотой нитью и шелком, и различные разноцветные и жемчужные бусы, и граненые самоцветные камни, какие вы узнаете?
-Узоры в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, украшали орнаментом ворот, рукава и подол, но больше всего украшали женский головной убор - кокошник.
Я вам принесла проектную работу девочки из подготовительной группы, которая посвящена кокошнику. Давайте вместе рассмотрим ее и я вам прочту об этом прекрасном и удивительном головном уборе.
Демонстрация проекта "Почему кокошник так называется"
В. : Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды.
Каждый элемент узора что-то обозначал : круг – солнце, квадрат – поле, пашню, землю, волны – воду, реку, треугольник - дерево, лес, горы; спираль – развитие, движение.
Воспитатель: А теперь я вам предлагаю сделать такие же красивые кокошники для себя или для своих мам или сестричек, и вы расскажете, какую историю вы нарисовали узорами на своем кокошнике. Вам нравится эта идея?
Воспитатель : но прежде чем приступить к работе разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лучики»
Девочки и мальчики,
Где же ваши пальчики? (Спрятали руки за спину)
Ушли пальчики с утра, (Пошевелить пальчиками)
Ушли к тёте поиграть. (Похлопать в ладоши)
На скамеечке сидели (На большом пальчике левой руки «посидеть»
каждым пальчиком правой руки)
Да в окошечко глядели. (Сложить «окошечки» перед глазами из пальцев)
Напились там чаю, чаю-разыграю, (Чередовать хлопки и показ больших пальцев)
Солнышку ладошку (Погладить ладошку)
Погладили немножко
Пальчики подняли –
Лучиками стали. (Выпрямить и растопырить пальцы обеих рук)
Самостоятельная работа детей, подготовка и уборка рабочего места по окончании.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие кокошники у вас получились. Кто хочет рассказать историю, нарисованную на вашем кокошнике?
-Спасибо! Замечательные работы и рассказы! Недаром в народе говорится :
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Сделал дело, гуляй смело! На Руси умеют не только трудиться, но и веселиться.
Воспитатель: Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.
Музыкальная игра "Шла коза по лесу".
Рефлексия
Воспитатель: - А теперь ребята я предлагаю вам оценить нашу работу, если вам понравилось сегодня наше путешествие в старину, подойдите ко мне и я вас сфотографирую с вашим красивым кокошником.