Ирина Красильщикова
Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования «Зимние игры и забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Зимние игры и забавы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования "Зимние игры и забавы"
Цель: уточнение представлений детей о зиме, зимних играх и забавах.
Задачи:
образовательная:
Уточнять временные, сезонные представления. Расширять и закреплять представления о свойствах снега; знакомство детей с понятием «Зимние забавы» (забавнее, интересные зимние игры).
развивающая:
Публикация «Конспект НОД учителя-дефектолога по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования „Зимние игры и забавы“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать познавательный интерес к природе, мыслительные операции (умение высказывать суждения, делать умозаключения, анализировать, сравнивать, устанавливать элементарные причинно – следственные связи);
коррекционная:
активизация и развитие словарного запаса посредством умения давать полные ответы;
воспитательная:
формирование основ ЗОЖ, умения общаться и сотрудничать. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности.
Ход занятия:
Организационный момент
Дефектолог:
Колокольчик зазвонил,
В круг собраться пригласил!
Дефектолог: Ребята, сегодня нас ждёт много интересного. Я предлагаю нам вместе настроиться на работу.
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут трогать, глазки наблюдать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
Основная часть.
Дефектолог: ребята, Сегодня у нас занятие по ознакомлению с окружающим миром. На этом занятии мы узнаём и рассказываем о том, что нас окружает. Послушайте мою загадку:
Снег идёт,
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята,
Снова к нам
Пришла. (Зима)
Дефектолог: о каком времени года эта загадка? (зима)
Ребята, сегодня мы поговорим о зиме и зимних играх. Вы будете как всегда оценивать свою работу с помощью смайликов (зелёный, жёлтый, красный) и в конце занятия каждый из вас подведёт итог своей работы и окажется в команде весёлого Кроша, если соберёт больше зелёных смайликов, серьёзного Ёжика, если соберёт больше жёлтых смайликов, и Лосяша, если соберёт больше красных смайликов.
Дефектолог:
- назовите зимние месяцы (ответы детей);
- сколько месяцев длится зима?
- какие приметы зимы вы знаете? (День становится короче, а ночь длиннее; идет снег, могут быть снегопады; на улицах скользко, мороз, замерзают водоемы, птицы улетают, холодно);
-как люди одеваются зимой на улицу? (Люди одеваются очень тепло: шубы, меховые шапки, варежки);
-что делают дворники во дворах и на улицах? (Чистят дорожки от снега, посыпают дорожки песком);
-назовите главный зимний праздник? (Новый год);
-что зимою лежит на земле? (Снег);
- что вы можете сказать о снеге, лежащем на земле? какой он? (белый, хрустящий, мокрый, холодный, липкий и т. д.).
Начните ответ со слова «снег» (снег белый, пушистый, холодный, блестящий). ОЦЕНКА
Дефектолог:
В эту холодную пору
Любим кататься мы с горок.
И для прогулок на лыжах
Лучше сезона не сыщешь.
Дефектолог:
Ребята, сегодня мы поговорим о зиме и зимних забавах.
- Забавы, как можно сказать по - другому? (ответы детей).
Забавы - игры, развлечения. Это слова, близкие по значению.
Можно сказать: зимние забавы, зимние игры, зимние развлечения.
Предлагаю подойти к мольберты и посмотреть на картинки.
Беседа по картинке «Зимние забавы».
Дефектолог: посмотрите на картинку и ответьте на мои вопросы:
Кто катается на санках? (мальчик и девочка). Где они катаются? (Девочка и мальчик катаются на санках с горки). (КАРТИНКА).
1. Кто катается на коньках? (девочка катается на коньках).
2. Кто катается на лыжах? Где они катаются?
3. Чем заняты остальные ребята? Мальчики и девочка лепят снеговика.
4. Сколько детей гуляет на улице. Правильно. 12 детей: 3 - лепят снеговика, 4 играют в снежки, 2 катается на лыжах, 1 девочка катается на коньках, а 2 детей катаются на санках.
5. Какое настроение у детей во время прогулки?
6. кто наблюдает за ребятами? (мама, тётя, девочка). (ОЦЕНКА)
Беседа о зимних видах спорта.
Дефектолог: чем интересным можно ещё заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега, лепить снеговика, бросаться снежками).
Молодцы, ребята! Я для вас приготовила конвертик с сюрпризом. Посмотрите что в них (каждый ребенок достает из конверта разрезную картинку с изображением зимних видов спорта, собирает и называет его). После того, как все разрезные картинки собраны, педагог вывешивает на доску сюжетные картинки с зимними видами спорта и называет их. РАБОТАЕМ В ПАРАХ!
Дефектолог: перед тем, как вы начнёте собирать разрезные картинки, выполним пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, Загибать пальчики начиная с больших.
Мы с тобой снежок лепили. Изображать, как лепят снежок.
Круглый, крепкий, очень гладкий Показать руками круг.
И совсем-совсем не сладкий. Погрозить пальчиком.
Раз – подбросим, Подбросить воображаемый снежок.
Два – поймаем, Поймать воображаемый снежок.
Три – уроним Уронить воображаемый снежок.
И … сломаем. Топнуть ногой.
Дефектолог: назовите зимние виды спорта, соревнования по которым проводятся только зимой (хоккей, биатлон, лыжные гонки, прыжки с трамплина, фигурное катание). (ОЦЕНКА)
Дефектолог: ребята, предлагаю всем выйти и немножко размяться.
Музыкальная физминутка со снеговиком.
Дефектолог: ребята, снеговик записал для вас видеописьмо, предлагаю его послушать!
СНЕГОВИК с экрана ноутбука: здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вам нравится танцевать со мной. Я сегодня утром принёс к вам в группу зимнее угощение! Вкусный и холодненький снежок! Я знаю, что от холодного снега может заболеть горло, поэтому принёс снежок заранее и он уже согрелся, можете пробовать!
Дефектолог: ребята, что случилось со снегом, который принёс снеговик? (он растаял).
- почему это случилось? (у нас в группе тепло);
- во что превратился снег? (в воду);
- мы можем с вами пить такую воду? (нет);
- почему? (она грязная).
Дефектолог: ребята, снеговик нам не поверит, что снег грязный, и нам нужно с вами ему это доказать.
Как мы это проверим? (ответы детей).
Дефектолог: мы это проверим вместе! В нашем волшебном, чудесном мешочке есть всё необходимое для этого! (Достать из мешка прозрачный сосуд, воронку, белую ткань и процедит талую воду).
Дефектолог: что вы видите? (Дети: На ткани остался мусор)
Дефектолог: что же это значит? (Что снег грязный, и есть его нельзя). Почему? (можно заболеть).
Дефектолог: Снеговик, теперь понял, почему у него болит живот! Это, из – за грязного снега! Запомните, ребята, грязный снег нельзя есть!
У нас получилось провести опыт и доказать снеговику, что снег грязный? (ОЦЕНКА).
Дефектолог: ребята, что происходит со снегом в тепле? (тает).
Дефектолог: ребята, предлагаю рассказать о зиме, используя опорную схему. (ОЦЕНКА).
Рефлексия:
- Понравилось вам занятие?
- ребята, про какое время года мы с вами сегодня говорили?
- какие приметы зимы вы знаете?
- в какие игры можно играть зимой? (кататься на санках, лыжах, коньках, играть в снежки, лепить снеговика);
- какие зимние виды спорта вы знаете?
- как одним словом можно назвать зимние игры, развлечения и занятия спортом на улице? (забавы);
- а это что такое? (обращает внимание на стол, где стоит оборудование для опыта). (Дети: Мы проводили опыт и выяснили, что снег грязный);
- что вам запомнилось ещё?
Дефектолог: оцените свою работу на занятии, поместите свои картинки в команду Кроша, Лосяша или Ёжика.
Дефектолог: Все молодцы. Предлагаю на прогулке слепить снеговика и поиграть в снежки.
Самомассаж «Наша умная головка».