Елена Призенцова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и природой в подготовительной группе «Путешествие по Керженскому заповеднику»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром (ознакомление с природой) в подготовительной группе.
Тема: «Путешествие по Керженскому заповеднику».
Цель: Дать представление о заповедных местах родного края.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и природой в подготовительной группе „Путешествие по Керженскому заповеднику“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
o Расширять представления детей о разнообразии природного мира, о редких растениях и животных, находящихся на территории Государственного природного заповедника «Керженский»;
o Формировать представление о заповедных местах родного края;
o Подводить к умению самостоятельно делать элементарные выводы об охране окружающей среды;
o Воспитывать инициативу и творчество.
Предварительная работа:
o Беседа о природе родного края;
o Рассматривание изображений растений и животных, занесенных в “Красную книгу”;
o Просмотр презентации “Керженский заповедник”;
o Заучивание стихов о природе;
o Составление рассказов о животных;
o Создание условных обозначений «Правила поведения в природе».
Материалы и оборудование: проектор, экран, презентация «Керженский заповедник», эмблема Керженского заповедника, знаки-символы «Правила поведения в лесу», плакаты и рисунки с изображением обитателей заповедника, буклеты и журналы Керженского заповедника, фишки, медали “Знатоки природы”.
Ход занятия:
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы знаете, что 11 января в нашем экологическом календаре ещё один праздник. Этот праздник посвящен охране окружающей природы. Он называется “День заповедников и национальных парков”.
Ребята, а вы знаете, что такое заповедник?
Дети: Заповедник - это место, где природа охраняется человеком.
Воспитатель: Заповедники – территории, на которых природа (растения, животные) охраняется, а хозяйственная деятельность запрещена. В заповедниках запрещается строительство дорог, домов, заводов. Здесь запрещен сбор ягод, грибов, орехов, растений. Ученые и экологи приходят в заповедник, чтобы изучать животных и растения, отслеживать их численность, а лесники охраняют животных, прикармливают в зимний период, следят за порядком. В нижегородской области в 55 км от Нижнего Новгорода находится Керженский заповедник. Предлагаю нам с вами отправиться туда на экскурсию. А поедем мы с вами на электричке. Занимайте места. (дети рассаживаются на стульчиках). Звучит песня “Вот поезд наш едет, колеса стучат”.
Вот мы и на месте.
Появляется Лесовичок.
Лесовичок: Здравствуйте, ребята, добро пожаловать в Керженский заповедный лес. Но сначала вспомним, как себя вести в лесу.
Дети называют правила поведения в лесу, используя природоохранные знаки.
Лесовичок: А теперь идём по тропинке в лес!
Физкультминутка “Лесные правила”
Если в лес пришел гулять, (идут друг за другом по кругу)
Свежим воздухом дышать, (поворачиваются лицом в круг, руки в стороны)
Бегай, прыгай и играй, (бег на месте)
Только чур – не забывай:
Что в лесу нельзя шуметь, (подносят указательный палец к губам)
Даже очень громко петь,
Испугаются зверушки, (Руки прижимают к груди, дрожат)
Убегут с лесной опушки. (Бег на месте)
Здесь не нужно всех ловить, (Загибают пальцы на руке по одному)
Топать, хлопать, палкой бить,
Ты в лесу всего лишь гость, (руки прижимают к сердцу)
Здесь хозяин – дуб и лось, (руки в стороны)
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги. (низкий поклон)
Лесовичок: - Посмотрите, какой красивый лес. Да, ребята, мы находимся в Керженском заповедном лесу. В этом лесу живёт много животных и растёт много растений.
(Просмотр презентации о заповеднике)
Лесовичок: Ребята, а вы знаете, какое животное изображено на эмблеме Керженского заповедника?
Дети: Нет.
Лесовичок: Чтобы узнать, нужно правильно сложить картинку.
(Проводится игра «Сложи разрезную картинку»)
Дети: На эмблеме изображен олень!
Лесовичок: Молодцы! На эмблеме заповедника изображён олень. В заповеднике занимаются разведением северных оленей. Их раньше было очень много, а теперь их количество уменьшилось из-за действий человека. Зеленый цвет обозначает леса, а голубой водоёмы.
Лесовичок: А сейчас загадки о животных Керженского заповедника.
1. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавиц,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко (Лось)
Лоси – огромные животные. Они питаются травой и листьями летом, а зимой довольствуются веточками, корой и хвоей. Еще их подкармливают работники заповедника.
2. На спине плывёт зверек,
Он пловец отличный,
Рыбу ловит без сетей,
Ловко, очень быстро! (Выдра)
Выдра – крупный зверь. Длина её тела может достигать почти 1 метр. Туловище у выдры обтекаемой формы, на лапах плавательные перепонки. Выдра прекрасно плавает и ныряет. Она живет по берегам лесных рек и питается, в основном, рыбой. Выдра широко распространена по территории нашей страны, но почти везде стала редкой. Этот замечательный зверь нуждается в охране.
3. Он не видит ничего,
Под землею дом его,
Но усами все вокруг,
Ощущает он “без рук”.
Роет норы у воды -
Ведь в воде полно еды (Выхухоль).
Выхухоль – небольшой зверёк. Ушки у зверька маленькие, мех плотный, красивый, тёплый. Шкурка зверька смазана жиром, и почти не намокает. Это очень актуально для животного, который «любит» воду. Выхухоль чувствует себя в воде, почти как рыба. Выхухоль любит полакомиться водяными жуками, улитками, раками, рыбами, головастиками, а также употребляет в пищу камыш, тростник, кувшинки.
4. Есть на речках лесорубы,
В серебристо-белых шубах,
Из деревьев, веток, глины,
Строят прочные плотины (Бобры)
Бобры - хозяева удивительные. Хатку строят из палок, скрепляя липким илом, который берут со дна водоём. Вход в такую хижину под водой, чтобы враги не могли подобраться. Жилище бобра всегда чисто и в полном порядке. Бобры - симпатичные звери. Они дружно трудятся, уютно отдыхают на берегу и тихо о чём-то переговариваются.
5. У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры (Олень)
Олени пасутся семьями: мать и детеныш. Они неразлучны целый год, с весны до весны. Олениха подкармливает оленёнка молоком всю зиму, до новой травки. А весной они расстаются.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Детям, набравшим наибольшее количество фишек, вручается медаль “Знаток природы”
Лесовичок: А сейчас викторина «Знатоки природы».
-На берегу какой реки расположен заповедник? (Керженец)
-Что изображено на эмблеме Керженского заповедника? (Олень)
-Какие хвойные деревья растут в заповеднике? (Сосна, ель)
-Какие лиственные деревья растут в заповеднике? (Береза, липа, дуб)
-Каких животных можно встретить в заповеднике? (Олень, бобер, выхухоль, выдра)
-Каких птиц можно встретить в заповеднике? (Глухарь, беркут, скопа, серый журавль)
Лесовичок: Молодцы, ребятишки! Я надеюсь, вам интересно было со мной путешествовать! Но мне пришла пора возвращаться в свой лес, а вам – в детский сад.
Дети: До свидания, Лесовичок!
Воспитатель: Идем обратно по тропинке к электричке.
Мы сегодня не скучали,
В заповеднике гуляли, (идут друг за другом по кругу)
Травку трогали руками (присаживаются на корточки и «гладят» травку)
Любовались облаками. (встают и смотрят вверх)
Нам деревья песни пели,
На ветру листвой шумели. (поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Птицы часто подлетали,
Все кружились, ворковали. («машут крыльями» и кружатся)
Рыба в озере играла,
Молча хвостиком виляла. (ладони рук сомкнуты и вытянуты перед собой, делают волнообразные движения)
Звери шли не слышным шагом, (идут по кругу друг за другом на носочках)
И скакали по оврагам. (прыгают на двух ногах друг за другом по кругу)
Мы скакали, мы играли
Наши ноженьки устали. (идут друг за другом по кругу, останавливаются и гладят ноги)
На прогулке мы с утра,
Возвращаться нам пора. (ходьба на месте)
(Дети занимают места в электричке)
Дети: Мы едем, едем, едем в домашние места.
Воспитатель: Вот мы и возвратились домой, в наш детский сад.
- Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии? (ответы детей).
- Для чего люди создают заповедники? (ответы детей).
Воспитатель: Надеюсь, что путешествие не прошло для вас даром, что вы многое усвоили, и вы будете активными защитниками природы.