Букатина Наталья
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Осень» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром : «Осень» (старшая группа)
Цель занятия:
• Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях.
• Формирование у детей старшей группы интереса и любви к родной природе.
Программное содержание:
• Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.
• Закрепить знания детей об осенних явлениях природы, приметах и месяцах осени.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Осень“ для старшей группы» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
• Познакомить детей с поэтическими представлениями русского народа об осени.
• Обогащать активный словарь детей прилагательными рябиновый, березовый, липовый, кленовый.
• Развитие связной речи детей, развитие внимания, памяти.
• Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Предварительная работа:
Рассматривание картин на тему: «Осень», иллюстрации осенних пейзажей, отгадывание загадок об осени, ее дарах, чтение художественной литературы о приметах осени, изменениях в природе. Чтение стихотворения об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина.
Ход НОД:
Воспитатель:
Ребята, наше занятие начнется с загадки.
Грачи улетели,
Леса пожелтели,
Одни зеленею лишь сосны да ели.
Дни стали короче,
Длиннее стали ночи,
Урожай собирают.
Когда это бывает? (Осенью)
-После, какого времени года наступает осень?
— Почему вы решили, что пришла осень?
— Какие приметы осени вы знаете? (Ответы детей.)
— Послушайте стихотворение «Осень».
«Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила:
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре осеннем даже дуб зеленый,
Утешает осень; «Не жалейте лета!
Посмотрите - роща золотом одета». З. Федоровская
Воспитатель:
— Что еще, кроме листьев, меняется осенью в природе? (Ответы детей.) Осень бывает разной : грустной и веселой, пасмурной и солнечной.
— Как вы понимаете русскую пословицу «В осеннее ненастье семь погод на дворе»? (Ответы детей.)
— Но осень прекрасна в каждом своем мгновении. Давайте вспомним, какие деревья растут на участке нашего детского сада. (Рябины, березы, тополя, лиственницы, липы.)
А послушайте, какое стихотворение написал поэт об осеннем явлении природы
«Опавшие листья шуршат под ногами,
Всю землю, укрыв разноцветным ковром,
И клёнов осенних холодное пламя
Сверкает на солнце прощальным костром.
А ветер всё гонит опавшие листья
И клином печальным летят журавли.
Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,
Билетиком желтым помашет вдали». И. Бутримова
Воспитатель. Как называется этот золотой дождь? Правильно, это листопад. Листья березы, какие листья? (Березовые.)
Игра «С какого дерева листок»
Листья у березы (березовые)
У клена (кленовые, тополя, рябины, липы,
-- Какого они цвета? (ответы детей)
— Какие осенние месяцы вы знаете? (ответы детей)
(сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— Какой сейчас месяц?
Физкультминутка.
Дует, дует ветер, дует,задувает (руки вверх- вниз)
Желтые листочки с дерева срывает (покружится)
И летят листочки, кружат по дорожке (медленно бегаем)
Падают листочки прямо нам под ножки (медленно присесть)
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели и на землю снова сели.
Игра «Реши ребус» (по первым буквам картинок, дети угадывают название месяца)
— Наступает последний месяц осени — ноябрь. В народе ноябрь называют листогной, полузимник, потому что после него идет зима. О ноябре бытует много пословиц
• Ноябрь — ворота зимы.
• Ноябрь — сумерки года.
• Холоден октябрь-батюшка, а ноябрь и его перехолодил.
В ноябре довольно темные ночи, ведь снега еще нет.
О приметах погоды тоже есть пословицы.
• Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.
• В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.
Воспитатель: Ну, а теперь я вам предлагаю, оценить свое настроение, которое осталось у вас от нашего занятия, в цветовой гамме осени. Вспомните, какие цвета осень использует в раскрашивании деревьев. Из корзинки выберите листок того цвета, какое у вас настроение. (Воспитатель при рассматривании листочков детей, выясняет, почему ребенок взял, тот или иной цвет). Затем из этих листьев дети собирают осенний ковер.
Подведение итогов.
Ребята, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени?
Кто что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?