наталья чернуха
Конспект НОД по ознакомлению с природой и окружающим миром «Поздняя осень» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Поздняя осень»
Старшая группа
Чернуха Наталья Валериевна, воспитатель в МБДОУ № 40 «Катюша», АР Крым, г. Симферополь.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная.
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени (периоды и осенние явления)
Программное содержание:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с природой и окружающим миром „Поздняя осень“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Закрепить с детьми признаки поздней осени; умение ориентироваться на плоскости.
Развивать познавательный интерес; умение сочетать речь с движениями; приемы зрительного наложения; воображение; наблюдательность.
Воспитывать желание помочь другу; бережное отношение к природе.
Словарная работа: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень; листопад; активизация и обогащение словаря детей прилагательными.
Оборудование: авторское дидактическое пособие кукла Хорплоша, «Волшебный» цветок и 7 лепестков к нему, корзинка, коврики с изображением периодов осени, макет дерева, осенние листья из фетра, «лужи», «тучи» из бумаги по 9 шт., солнце из картона, панно «Подготовка зверей к зиме» из фетра, звери и птицы, искусственный «снег».
Ход НОД:
1
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я пришла, чтобы познакомиться и поиграть с вами. Меня зовут Наталья Валерьевна, а как вас зовут я узнаю, если вы сложите ладошки лодочкой и тихонько прошепчите свое имя, вот так….
В гости к вам пришла не одна, у детей моего детского сада есть любимая подружка, ее зовут Хорплоша. (привлекаю детей к Хорплоше)
Воспитатель: Хоплоша, познакомься - это …
(знакомство с ребятами группы).
Хоплоша: Здравствуйте…
(Воспитатель здесь и далее имитирует голос куклы, здоровается с детьми)
Воспитатель: Хорплоша, что с тобой случилось, почему ты такая грустная?
Хорплоша: У меня есть волшебный сад, в котором растут волшебные цветы, они распускаются по временам года. Один мой осенний цветок растерял свои лепестки. Поэтому мне так грустно. Только волшебник сможет мне помочь.
Воспитатель: Хоплоша, не расстраивайся, посмотри сколько у меня помощников. Мы станем теми добрыми волшебниками, которые помогут вернуть лепестки, на твой осенний цветок. Ребята поможем Хорплоше? (ответы детей, беру с собой корзину для лепестков)
2
Воспитатель:
Прежде чем отправится в путешествие скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (осень)
А какой бывает сень? (ответы детей).
Я вам сейчас расскажу, какой еще бывает осень (беру коврики, приглашаю детей присесть на ковер в кружок, выкладываю перед детьми первый коврик)
Когда листики на деревьях, и трава на земле только начинают желтеть, какая эта осень, кто знает? (ранняя, выкладываю перед детьми второй коврик) Когда все вокруг кажется золотым, как называется такая осень? (золотая, выкладываю перед детьми третий коврик)
А когда с деревьев упали почти все листья, и все вокруг стало серым, какая это осень? (поздняя осень)
Напомните мне, пожалуйста, как называется такая осень? (поздняя осень, спросить желающих ребят)
Действительно, осень бывает разная (показываю по очереди на коврики с изображением периодов осени) : ранняя, золотая, поздняя осень. Правильно я сказала? А как думаете вы? (стимулирую развернутые ответы детей).
Посмотрите в окно, какая осень на дворе? (ответы детей)
Да, ребята, я согласна с вами, на улице поздняя осень, холодно, нам обязательно надо подобрать удобную и теплую одежду для путешествия. Как вы думаете? (ответы детей, привлекаю выполнить задание)
Воспитатель: Вот мы и готовы отправиться в путешествие.
Воспитатель: Возьмитесь за руки. Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, путешествовать пойдем, лепестки мы все найдем. (подходим к дереву)
3
Обращаю внимание детей на дерево - на нем 5 листиков.
Воспитатель:
Посмотрите, пожалуйста, на этом дереве осталось совсем мало листьев. Как вы думаете почему? (ответы детей)
Ребята, вы очень внимательные и, конечно же, заметили, что поздней осенью деревья готовятся к зиме и сбрасывают свою листву. Скажите, а ветер помогает сбрасывать листву с деревьев? (ответы детей)
Какой ветер дует осенью? (холодный, пронизывающий, злой, слабый, сильный).
Девочки покажите, как дует слабый ветерок….
Мальчики покажите, как дует сильный ветер…
А теперь все вместе сильно-сильно подуем на наше дерево….
(по задумке падает два листочка)
Воспитатель: Коля как называется явление, когда падают листья? (предложить ответить нескольким детям).
Посмотрите, сколько листьев под ногами! (в голосе показать радость, восторг)
Мальчики, пожалуйста, соберате листья в корзину, а девочки вам помогут и ее подержат.
(Дети собирают листву и находят 2 лепестка - один с изображением листопада, другой - с ветром)
Воспитатель: Какие вы молодцы, нашли сразу два лепестка осеннего цветка Хорплоши. Возьмем их с собой. (привлекаю детей к столу)
4
Воспитатель:
Друзья мои, как вы думаете, дождик помогает деревьям сбрасывать листья? А каким бывает дождь осенью? ( возможные ответы: холодным, моросящим, непрерывным, продолжительный, затяжным, колючий, пронизывающий, ледяной). Какие вы молодцы, все в природе замечаете и очень интересно отвечаете!
Воспитатель: Да, сначала ветер слабый, вот такой. (показываю движение). Помогайте мне (вместе стучим по столу).
А теперь он становится сильнее и сильнее (стучим более ритмично).
И вот пошел ливень (сильно стучим ладошкой по столу, выражаем восторг и радость).
И вот… дождик затихает…. Становится тише и тише… И закончился. Вот последняя капля дождя- кап! (забрать корзину с собой)
Воспитатель: Посмотрите, какие лужи появились после дождя!
Нам нужно их обойти, чтобы не промочить ноги.
Повторяйте за мной (физминутка) :
Я иду, я иду, поднимая ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Высоко, высоко поднимая ножки,
У меня на ногах новые сапожки.
Воспитатель: вот мы лужи обошли, лепесток еще нашли. (кладем в корзину)
5
Воспитатель: Ребята, поздней осенью часто стоит пасмурная погода и на небе собираются дождевые тучи, изобразите на лице, как тучи хмурятся? (дети показывают тучи).
Как интересно! Мне понравилось, как точно вы передали настроение тучек!
А может попробуем изменить настроение туч? Хотите? (ответы детей, сюрпризный момент-убираю покрывало со столов)
Приглашаю за столы!
Мы - как настоящие волшебники разгоним дождевые тучи, и отыщем солнышко. Посмотрите, как это делаю я. Вот так. Аккуратно раздвигаем тучи пальчиками. Какое солнышко уже нашли? (ответы детей)
Воспитатель: (снимаю серое покрывало с доски и открываю солнце, на одном из лучиков, лепесток - тучки, солнышко)
Посмотрите, мы не только вернули солнечный день, но и нашли с вами еще один осенний лепесток с нашего цветка. Какие вы молодцы! (кладем в корзину)
Воспитатель: Вокруг меня ребята соберитесь,
Вокруг себя ребята оглянитесь.
В осенний лес мы с вами попадем
И лепесток мы там найдем.
Воспитатель: Посмотрите сколько диких зверей…
Как они готовятся к зиме? (ответы детей)
Найдите каждому животному свой дом.
Я возьму белочку она живет в дупле.
Маша (имя ребенка, кого из животных, ты выбрала? Где он живет?
(спросить каждого)
А теперь рассадим птиц на ветки.
Маша и Саша (имена детей, возьмите синичек посадите их на самые нижние ветки…
Коля и Даша возьмите сороку и посадите на самую высокую ветку…
А Петя и Вася посадят воробьев над веткой, где сидят синицы….
Оля и Настя посадят дятлов на ствол дерева …
Какие мы молодцы, зверям и птицам помогли и два лепестка нашли!
(достаю лепесток и кладу в корзину)
Посчитаем, сколько лепестков мы отыскали? (ответы детей)
В корзинке 6 лепестков.
Завершая путешествие по кругу, привлекаю детей к Хорплоше.
6
Воспитатель: Ребята вот мы и вернулись к Хорплоше.
Разместим лепестки на цветок.
Кто хочет помочь? А кто желает подержать корзинку?
(ребята размещают лепестки на цветке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, все ли лепестки мы с вами нашли? (нет)
А цветок и правда волшебный. На каждом лепестке изображены признаки поздней осени.
Вспомним их? Что бывает поздней осенью? (ветер, дождь, листопад, пасмурная погода, птицы и звери готовятся к зиме)
Какой же признак осени мы еще с вами не назвали? Поздней осенью выпадает первый снег. (разбрасываю снежинки и увлекаю детей кружится, смеяться и играть со снежинками. Находим последний лепесток в снежинках и размещаем на цветке. Поворачивается Хорплоша улыбчивой стороной.)
Итог: Ребята вы большие молодцы, помогли Хорплоше и она снова улыбается, посмотрите. Вы дружные, веселые, и очень любите природу, я это сразу заметила! Скажите, что вам понравилось в нашем путешествии? (ответы детей)
Хорплоша, что ты говоришь? (склоняюсь к кукле)
Друзья, Хорплоша хочет вас отблагодарить за вашу помощь. Эти подарки для вас! (символические сюрпризы-нарисованные медальоны с изображениями природы, животных, растений)
Нам пора прощаться! Я желаю вам крепкого здоровья и всегда верить в добро, и чудо!