Ангелина Нусс
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Виды транспорта» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Виды транспорта»
Для старшей группы
Цель: закрепить знания детей о различных видах транспорта; закрепить правила поведения в общественном транспорте; воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром „Виды транспорта“ для старшей группы» размещена в разделах
- Виды транспорта. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
Образовательные: расширять представления детей о классификации видов транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения; продолжать формировать понятия : наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; закреплять знания о профессиях людей, управляющих транспортными средствами.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважительное отношение к труду взрослых.
Развивающие: развивать мыслительную и речевую активность детей, совершенствовать логическое и ассоциативное мышление, внимание, память; развивать навыки зрительного обследования предметов, формировать умение объединять части в целое (зрительный анализ, синтез); развивать мелкую моторику пальцев рук.
Предварительная работа:
рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Транспорт», беседы по ним;
наблюдение за транспортом на прогулке;
НОД «Правила дорожные – правила надежные»;
подбор библиотечки и создание картотеки стихов и загадок о транспорте;
развивающие игры на тему «Транспорт» : пазлы, настольные игры («Собери машину или самолет», «Почини технику», «Что лишнее», разрезные картинки «Транспорт»).
Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки из серий «Транспорт»; полотно «Небо, земля, вода»; пары картинок профессия-транспорт; разрезные картинки с изображением разных видов транспорта; «билеты», музыкальное сопровождение».
Ход занятия
І. Вводная часть
Организационный момент
(Дети сидят за столами)
Воспитатель: - Ребята! Мы с вами сегодня отправимся в увлекательное путешествие. С помощью чего люди могут передвигаться на различные расстояния? (ответы детей). Как это можно назвать одним словом?
Дети: - Транспорт.
Воспитатель: - Предлагаю вам узнать, на каком транспорте мы отправимся в путь, отгадав загадку:
Это просто супер-дом!
Очень много людей в нем.
Обувь его резиновая,
А еда у него бензиновая.
Что это?
Дети: - Автобус.
Воспитатель: - Правильно, ребята, это автобус! Предлагаю вам поскорее занять свои места в автобусе и отправиться в путь.
Дети строятся парами в импровизированный автобус.
Воспитатель: - Дети, а кто водит автобус?
Дети: - Водитель.
Воспитатель: - Сегодня водителем у нас будет кто-нибудь из мальчиков нашей группы. (выбирается ребёнок). Ребята, кажется, мы что-то с вами забыли сделать перед поездкой? Мы забыли купить?
Дети: - Билеты!
Воспитатель: - Верно, проезд нужно оплачивать. Билеты можно купить в кассе или у водителя, как мы это сейчас и сделаем. Водитель, пожалуйста, раздайте билеты пассажирам (раздает с «водителем» билеты всем воспитанникам). А теперь – в путь!
Звучит веселая музыка, «автобус» совершает круг по группе, останавливается, дети садятся на места.
ІІ. Основная часть.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о транспорте. Давайте вспомним, что такое транспорт?
Дети: - Это то, на чем можно передвигаться, перевозить грузы.
Воспитатель: - Правильно, дети.
Дидактическая игра «Летает, плавает, едет». ( Игровая задача: закрепить представление детей о видах транспорта по среде передвижения.)
Воспитатель:- Сейчас я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Отгадки-картинки у вас на столах, нужно показать картинку, сказать, где передвигается этот вид транспорта, и прикрепить отгадку на полотно «Небо, земля, вода» (на доске).
(Воспитатель загадывает загадки про автобус, поезд, грузовик, метро, самолет, ракету, лодку, теплоход, подводную лодку. Дети выполняют задание.)
Воспитатель: - Итак, ребята, есть разные виды транспорта. Как называется транспорт, который движется по воде? (Водный транспорт).
- Что может плыть по воде кроме того, что мы прикрепили на полотно? (катер, яхта, парусник, корабль, плот и т. д.)
- Как называется транспорт, который едет по земле, по асфальту, по дороге? (наземный транспорт). Назовите наземный транспорт, которого нет на полотне (велосипед, машина, мотоцикл, троллейбус, трамвай и т. д.).
- А как называется транспорт, что едет под землей? (подземный) Какой подземный транспорт расположен на нашем полотне? (метро)
- Транспорт, который движется по воздуху, как называется? (Воздушный транспорт) Что еще может летать, кроме того, что мы отгадали? (вертолет, аэроплан).
Воспитатель: - Давайте поиграем с вами в игру «Путаница». Если то, что я скажу, правильно, вы показываете вот так (большой палец) и говорите – да-да, а если неверно – машете руками и говорите - нет-нет-нет!
Дидактическая игра «Путаница»
Транспорт воздушный мы полюбили,
Птиц всех быстрее летят автомобили.
На работу всех с утра нас развозят доктора.
К морю Черному мы в мае полетели на трамвае.
В детский сад сегодня нас привезли в автомобиле – просто класс!
( Дети руками показывают и хором отвечают: да-да…нет – нет)
Воспитатель: - Молодцы, ребята, отлично справились с заданием! Ну что же, едем дальше. (дети становятся в «автобус», звучит музыка, «автобус» совершает круг по группе, ребята садятся на места).
Работа с иллюстрациями: профессии, связанные с транспортом, виды транспорта по назначению
Воспитатель: - Люди придумали транспорт не только для передвижения на большие расстояния, но и для облегчения своего труда. Чтобы работать на транспорте, нужно много знать. Перечислите, какие профессии вы знаете, которые связаны с машинами?
Дети: - Водитель, кондуктор, автомеханик, таксист, тракторист, крановщик, машинист и т. д.).
Воспитатель: - Посмотрите на доску. Давайте подберем с вами к каждому транспорту того, кто его водит, и назовем профессии, или наоборот – подберем транспорт к тому, кто им управляет.
(Доска разделена на две части с соответствующими изображениями людей и транспорта, воспитатель называет картинку, а дети подбирают к ней пару, проговаривая профессию или вид транспорта. Например: пилот водит … самолет, капитан управляет … кораблем, поезд ведет … машинист, велосипедом управляет … велосипедист и т. д.)
Воспитатель: - Ребята, а что может перевозить транспорт?
Дети: - Людей, грузы.
Воспитатель: - Да, ребята, транспорт бывает пассажирский и грузовой. А еще есть специальный, который помогает людям выполнять различные работы. Какой вы знаете пассажирский транспорт? (дети называют, воспитатель вывешивает картинки на доску).
- Пассажирским транспортом люди пользуются очень часто. Давайте вспомним, как себя нужно вести в нем.
Дети: - Не шуметь, вести себя вежливо, не отвлекать водителя, не бегать по салону транспорта, уступать место пожилым людям, приобретать вовремя билеты, не сорить, не пачкать других пассажиров, снимать объемные рюкзаки или сумки и т. д.
Воспитатель: - Посмотрите на эту картинку: какой транспорт здесь изображен? Для чего он предназначен? (демонстрирует картинку с изображением различного грузового транспорта – машины, поезда, самолета, корабля).
Дети: - Это грузовой транспорт, он перевозит различные грузы. (воспитатель просит привести пример, какие грузы может перевозить такой транспорт).
Воспитатель: - Как вы думаете, какой транспорт называют специальным? (ответы детей) Специальный транспорт нужен для очень ответственной работы, с которой обычные машины не справятся. Этот транспорт используют, если требуется срочная помощь: пожарная машина, скорая помощь (это может быть машина и вертолет, полицейская машина (вывешивает картинки). Какие номера телефонов набирают при пожаре? Больному? Если случилось что-то неприятное, нехорошие люди хотят причинить кому-то вред? (ответы детей)
- Мы много узнали о транспорте, и время продолжить наше путешествие. - Дети, давайте сейчас попробуем изобразить различные виды транспорта.
(дети имитируют движения в соответствии со словами физкультминутки)
Физкультминутка
Руки в стороны, в полет
отправляем самолет.
Левое крыло вперед,
правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре –
полетел наш самолет.
На машине едем быстро, быстро, (руки держат руль, крутим руль)
Поезд мчится во весь дух (руки согнуты в локте, движение поезда)
Чух-чух-чух-чух!
Весла в руки мы берем,
Быстро к берегу гребем.
К берегу пристала лодка
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке
Будто зайки, будто зайки.
Дети садятся на места.
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Воспитатель. – Ребята, вам надо сейчас собрать разрезные картинки с изображением транспорта.
Детям раздаются разрезанные на несколько частей изображения транспорта. Дети собирают картинку, называют и рассказывают об этом виде транспорта.
ІІІ. Подведение итогов.
Воспитатель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Какие виды транспорта вы знаете? Кого перевозит пассажирский транспорт, а что перевозит грузовой? Какие профессии связаны с транспортом? Как правильно вести себя в общественном транспорте?
- Молодцы! Вы сегодня были дружными, собранными и отлично справились со всеми заданиями.