Людмила Карабутова
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Тайны льда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
• познакомить детей с некоторыми свойствами льда;
• формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.
Развивающие:
• развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать;
• развивать у детей интерес к исследовательской деятельности;
• развивать умения детей делать выводы в ходе экспериментирования, поддерживать у детей желание экспериментировать;
Публикация «Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Тайны льда“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
• совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Воспитательные:
• воспитывать умение работать самостоятельно;
• воспитывать навыки безопасного поведения в гололёд.
Интеграция образовательных областей:
• познавательное развитие;
• коммуникативное развитие;
• речевое развитие;
• физическое развитие.
Виды детской деятельности : игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты:
принимает активное участие в экспериментальной деятельности, делает предположения, отвечает на вопросы воспитателя, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками.
Оборудование:
• использование технических средств: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, презентация;
• для каждого ребё нка: кусочки льда, ледяные «кораблики», одноразовые тарелочки, блюдца, ложки, стаканчики, красная и синяя полоски бумаги, картинка, соль; салфетки;
• коробка;
• ёмкости с водой комнатной температуры;
• молоток;
• цветные льдинки.
Предварительная работа.
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»; просмотр мультфильма «Снежная Королева»; экспериментирование с водой, снегом, наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается). Чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте поприветствуем их, скажем дружно: «Здравствуйте!»
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Я сегодня утром пришла на работу и нашла в группе
вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»
В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.
Слайд № 2 Снежная Королева:
«Здравствуйте, ребята, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная и равнодушная, но маленькая девочка Герда смогла отогреть моё ледяное сердце, и я стала доброй. А замок у меня остался мрачным и бесцветным. Я прошу вас помочь мне сделать его красивым и радостным».
Воспитатель: Что же делать, ребята? Вы готовы помочь Снежной Королеве? (Ответы детей).
Тогда нам нужно отправиться в сказку, но как мы туда попадём? (Ответы детей).
Воспитатель: Я предлагаю полететь туда на ковре – самолёте
(дети и воспитатель усаживаются на ковёр – самолёт) :
Слайд № 3 Ковёр – самолёт
Быстро летит ковёр – самолёт,
Словно на крыльях тебя он несёт.
Можно на нём, куда хочешь добраться,
Самое главное – крепче держаться.
Ребята, посмотрите, впереди виднеется замок Снежной Королевы, мы прилетели.
Слайд № 4 замок Снежной Королевы.
«В замке Снежной Королевы
Стены изо льда.
Всё спокойно в замке белом –
Блеск и тишина».
Слайд № 5 Снежная Королева
Воспитатель: А вот и сама хозяйка ледяного царства. Она рада, что мы пришли к ней в гости. Снежная Королева знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).
Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики.
Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки.
Давайте поиграем с ними.
Какие у вас сейчас руки? (Тёплые, сухие).
Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Мокрыми, холодными).
Воспитатель: Почему мокрыми? (От тепла лёд тает и превращается в воду).
Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Это замёрзшая вода).
Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.
Пальчиковая гимнастика:
Стою и снежинки
В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Я зиму, и снег,
И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).
Но где же снежинки?
В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).
Куда же исчезли снежинки?
Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).
Растаяли хрупкие
Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).
Как видно, ладошки
Мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди)
Воспитатель: А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Нет).
Положите кусочек льда в тарелку. Поменял лёд свою форму? (Нет).
Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Нет).
Воспитатель: Почему? (Потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.
Слайд № 6 – 7 Ледяные фигуры
Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.
Воспитатель: А теперь попробуем положить льдинку в сосуд с водой и посмотрим, что будет происходить.
Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет).
Воспитатель: Мы с вами сделали ледяные кораблики. Давайте мы и их опустим в ёмкость с водой. Что происходит? (Ответы детей).
Кораблики не утонули, они плавают. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).
Лёд не тонет в воде, лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. А где мы можем это увидеть?
(На реке). Слайд № 8
Слайд № 9 Айсберги
В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров – айсберги. «Повторите это слово». Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой. Слайд № 10.
Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.
Воспитатель: Возьмите синюю полоску бумаги и положите на неё лёд.
Какого цвета стал лёд? Поменяйте полоску бумаги на красную. Какого цвета стал лёд? Какой можно сделать вывод? (Цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда). А лёд имеет свой цвет? (Нет, лёд бесцветный).
Теперь положите под кусок льда картинку и посмотрите. Можно ли сквозь лёд что-нибудь разглядеть? Картинку видно? (Ответы детей). Значит, лёд какой? (Прозрачный).
Слайд № 11
Знаете, ребята, через лёд на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.
А теперь я пройду и по каждому кусочку льда ударю молотком. Что произошло? (Лёд раскололся). Значит он какой? (Хрупкий).
Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Льдинка скользит по тарелке).
Значит лёд какой? (Скользкий).
Ребята, как вы думаете, лёд может быть кому – то полезен? (Да).
Кому? (Ответы детей).
Слайды № 12 – 13.
Воспитатель: Лёд используют в косметологии; прикладывают на больное место при ушибах; используют для хранения мороженого; для замораживания ягод; чтобы остудить напитки; для хранения и транспортировки продуктов.
Слайд № 14
Лёд играет большую роль в природе. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то всё живое в реках замёрзло бы и погибло; лёд, как тёплое одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится лёд? (Ответы детей).
Воспитатель: Чем? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, заниматься фигурным катанием). Слайд № 15.
Представьте, что вы маленькие фигуристы Слайд № 16:
Мы на лёд выходим ловко,
Потому что есть сноровка. Имитируем скольжение.
Ногу правую подняли
И назад её убрали. Нога вперёд и назад.
Ногу левую вперед-
Как красив же наш полёт. Нога вперёд и назад.
Мы танцуем вдохновенно,
Сядем - встанем мы мгновенно. Присесть, встать.
И покружимся на льду,
Как снежинки на ветру. Покружиться.
Слайд № 17.
Воспитатель: Но из-за того, что лёд скользкий, он может быть опасным. Можно упасть и получить травму:
Я люблю скользить по льду,
Хоть куда по льду пойду.
Но едва лишь сделал шаг,
На дорожку тут же – шмяк!
Как же в садик мне дойти?
Не ползком туда ж ползти!
Гололёд, гололёд…
По чуть-чуть скольжу вперёд.
Чтобы предупредить получение травмы в гололёд, нужно запомнить некоторые правила:
• в гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве;
• передвигаться нужно осторожно, лучше мелкой, шаркающей походкой, если есть возможность, нужно держаться за поручни и другие опоры;
• нельзя бегать, толкаться;
• если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого.
Что ещё делают люди во время гололёда? (Дворники посыпают дорожки песком или солью). Слайд № 18.
Ребята, давайте, и мы насыплем соль на льдинки и посчитаем до десяти.
А теперь посмотрите, что произошло с вашими льдинками? (Ответы детей).
Какой мы сделаем вывод? Льдинки, посыпанные солью, начинают быстро таять.
А сейчас посмотрите, у вас много цветных льдинок, вам нужно выложить из них различные узоры. Мы подарим их Снежной Королеве, и она украсит ими свой замок. (Дети выкладывают узоры).
Нам пора возвращаться в детский сад:
Слайд № 19.
Ковёр – самолёт, возьми нас в полёт.
Будем возвращаться – начинай снижаться!
Вот мы и в детском саду.
Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?
Что вы узнали? ( Ответы детей: лёд – это замёрзшая вода. Лёд твёрдый и не меняет свою форму. Лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий. Лёд может быть полезным и может быть опасным (гололёд). От соли лёд тает.
Молодцы!
Ребята, Снежная Королева благодарит вас за помощь, благодаря вашим красивым узорам из льдинок её замок станет цветным и весёлым.
На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.