Лапшина Мария
«Вода в жизни человека». Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течёт, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель).
Задачи:
Образовательные:
- уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.
- обогащение лексики словами признаками, родственными словами.
- развитие диалогической речи у детей.
Развивающие:
- развитие общей и мелкой моторики.
Публикация «„Вода в жизни человека“, Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развитие тактильных ощущений.
Воспитательные:
Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.
Материал и оборудование:
Стеклянные ёмкости различной формы и размера, трубочки для питья, камушки, ракушки, сахар, пакетики чая, лимон, мяч.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня в садик нам принесли письмо. Давайте прочитаем его.
«Здравствуйте! Я инопланетянин живу на далёкой планете и давно наблюдаю за жизнью на Земле и многое про вас знаю. У вас на планете очень чисто и красиво, много рек, озёр, водопадов. Из своей летающей тарелки я сфотографировал вашу планету и прислал вам эти фотографии.»
(демонстрация фотографий)
Воспитатель: Ребята, представьте, что на земле пропала вода. Что было-бы тогда?
Воспитатель: - Вы слыхали ли о ней?
Говорят она везде!
Паром чайника шипит.
В луже, в море, в океане.
Без неё вам не умыться,
И в водопроводном кране.
Не наесться, не напиться!
Как сосулька замерзает.
Смею я вам доложить:
В лес туманом заползает,
Без неё вам не прожить!
- Ребята. Вы догадались о чём это стихотворение?
Дети: О воде.
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека. Как вы думаете, для чего нужна вода человеку?
Воспитатель : верно, ребята.
Я сегодня приглашаю вас в волшебную лабораторию. Где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т. е. выясним, какая она, вода?
(дети садятся за стол)
Опыт № 1 : Вода жидкая, течёт.
Воспитатель: - Ребята, вода – это жидкое вещество. Она льётся, течёт. Давайте мы с вами в этом убедимся.
- я возьму два стакана, один с водой, другой пустой и перелью воду из одного в другой.
- Льётся вода? Почему?
Воспитатель: Правильно, ребята. Если бы вода не смогла течь в реках и ручейках, не текла бы из крана. А бывает вода твердой?
Опыт № 2 : Вода не имеет формы.
Воспитатель: в этом опыте мне помогут 3 детей. Подойдите ко мне. Маша нальет воду в стакан, Ваня в тарелку, а Света на поверхность стола.
- Что же происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей, а в пакете она может быть и такой, и такой. Значит, жидкая вода не имеет формы.
- Ну, а теперь, я предлагаю вам самим побывать волшебниками и поэкспериментировать с водой.
Опыт № 3 : вода прозрачная
Воспитатель: - Ребята, у вас на столе лежат камушки и ракушки. Положите их в стакан с водой.
- Камушки и ракушки видны в воде?
Воспитатель: - А как вы думаете, почему мы их видим?
Воспитатель: Верно, вода прозрачная.
Опыт № 4 : Вода не имеет вкуса, запаха.
Воспитатель: - Ребята, возьмите стаканы с трубочкой и попробуйте воду.
- Расскажите мне, какая вода в стакане?
Воспитатель: - Да, дети, вода не имеет вкуса, запаха.
- А теперь мы с вами попробуем изменить её. Возьмите кусочки сахара и положите в воду. Размешайте, попробуйте воду.
- Какие изменения произошли с водой?
Воспитатель: У воды появился вкус? А теперь в стакан опустите пакетик с чаем, что происходит?
Воспитатель: - Вода окрасилась, значит можно поменять и качество воды.
- Ещё добавьте сюда кусочек лимона. Понюхайте, что произошло с водой?
Воспитатель: - Правильно! Когда вы первоначально попробовали воду, то она была без вкуса, без запаха. Но потом мы её изменили, и получился, какой напиток?
Воспитатель: Правильно. Вы просто волшебники.
Сюрприз – кофе (воспитатель достает из коробочки баночку с напитком кофе. Дает детям определить – цвет, запах вкус. Подводит детей к выводу – что вода приобретает цвет, запах и вкус того продукта которого в ней растворили.
Физкультминутка: «Ходят капельки по кругу»
Воспитатель: - Я мама Тучка, а вы капельки которые отправятся путешествовать. (звучит музыка напоминающая звуки дождя)
- капельки, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли (прыгают).
- Стали «капельки» легкими, потянулись вверх (присевшие «капельки» поднимаются, затем вытягивают руки вверх)
- Испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке.
- молодцы, «капельки», хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: - А сейчас послушайте мои загадки.
«Меня пьют, меня льют» (вода)
«Я и туча, и туман. В морях и реках обитаю. И ручей и океан. Но часто по небу гуляю. И летаю и бегу. А как наскучит мне летать, и стеклянной быть могу! На землю падаю опять.» (вода)
«Очень добродушная. В голубой рубашке. Я мягкая, послушная. Журчит в овражке. Но когда я захочу, даже камень источу.» (вода)
Кругом вода, а с питьём беда. (море).
Воспитатель приглашает детей в круг на игру «Вопрос – ответ»
Воспитатель: - Дети, я буду вам бросать мяч и задавать вопросы, а вы мне будете на них отвечать и перебрасывать мяч обратно.
- О чём мы сегодня говорили? (о воде)
- Вода льётся, течёт? (да)
- Если вода льётся, течёт, какая она? (жидкая)
- Вода имеет форму? (нет)
- Если в воду положить сахар, какая будет вода? (сладкая)
- А если в воду положить соль, какая будет вода? (солёная)
- Если в воде мы видим предметы, то какая она? (прозрачная)
- Какая ещё бывает вода? (чистая, холодная.)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы были внимательны, с интересом слушали, хорошо отвечали, замечательно играли. - Ещё раз я хочу вам напомнить, что вода имеет большое значение для жизни. Она нужна всем живым существам – растениям, животным, людям. Человеку нужная чистая, пресная вода. Поэтому, её нужно беречь! Спрашивает детей как беречь воду?
Воспитатель: - я предлагаю вам в группе отправить ответное письмо с нашими рисунками на которых мы нарисуем наши красивые реки, озёра, моря.