Ольга Мамонова
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук [Ш]. Буква Ш. Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать знакомить детей с согласным звуком [Ш]; учить вычленять его в слогах и словах в разных позициях на слух и при чтении, обозначать печатными буквами Ш, ш; закреплять правильное произношение звуков [Ш],[С], умение выполнять звуковой анализ слова.
Задачи:
Образовательные
• Уточнить и закрепить знания о букве Ш.
• Закрепить правильное произношение звука [Ш].
• Упражнять в определении наличия - отсутствия звука [Ш] в словах; в определении позиции звука [Ш] в слове (начало, середина, конец).
• Учить составлять звуковые схемы слов. Познакомить с буквой Ш.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук [Ш], Буква Ш, Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
• Учить читать слоги и слова с буквой Ш. Продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным предложением.
Развивающие
• Развивать: мимику, мелкую и общую моторику, фонематическое восприятие, графо-моторные навыки, внимание, мышление, воображение.
• Развивать навыки коммуникации.
Воспитательные
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.
Материалы и оборудование: картинки со звуком Ш, счетные палочки, рабочая тетрадь.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Шелестит, шуршит камыш.
Этот шум пугает мышь:
«Я сама могу шуршать,
А шорох ваш мешает спать!»
- Назовите звук, который чаще всего повторяется в словах стихотворения.
2. Артикуляционная гимнастика
Воспитатель: Чтобы правильно произносить звуки, сначала подготовимся, сделаем гимнастику.
1. «Улыбочка - хоботок»
«Улыбка» (Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.)
«Хоботок» (Вытягивание сомкнутых губ вперед.)
2. «Лопаточка»
Воспитатель: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. «Змея»
Воспитатель: Как шипит змея? (Ш – ш – ш…).
4. «Согрей - заморозь ладошку»
Воспитатель: Произносим длительно звук [С] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) - ладошка замерзла, а теперь согреем ее - произносим длительно звук [Ш].
3. Характеристика звука
Воспитатель: Губки округлены и слегка вытянуты вперед. Широкий язычок наверху образует «чашечку». Теплая воздушная струя идет по центру язычка. Горлышко «молчит».
- Произнесем звук [Ш]. Какой он гласный или согласный?
- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий?
- Запомните, звук [Ш] всегда твердый!
4. Основная часть.
Игра «Доскажи словечко»
Ша-ша-ша - мама моет … (малыша).
Шу-шу-шу - я письмо тебе … (пишу).
Ши-ши-ши - вечером домой … (спеши).
Аш-аш-аш - у Марины … (карандаш).
Игра «Прочитай звуки»
Образование слогов: ша, шо, шу, ши, ше. Их чтение.
Игра «Найди звук»
Воспитатель: услышав звук[ш] в начале слова, поднимите один палец, в середине - два, в конце - три: шуба, машина, шар, карандаш, шарф, малыш, ковш, мешок, шалаш.
Игра «Подбери слово»
Воспитатель: Подберите слова к написанным на доске схемам
Ш___
___Ш___
___Ш
С___
___С___
___С
Заучивание скороговорки
Воспитатель: Повторите быстро скороговорку «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». Найдите в ней и посчитайте все буквы Ш. Сколько вышло?
Физкультминутка «Шимпанзе»
Шимпанзе прыгун, болтун,
Непоседа и шалун!
(Бег на месте.)
То подпрыгнет, то замрет,
(Прыжки на месте.)
То душистый плод сорвет
(Подъем на носочках.)
Знакомство с буквой Ш
Воспитатель: Звук [Ш] на письме обозначается буквой Ш.
- На что похожа эта буква?
На что похожа буква Ш
На зубья этого ковша.
Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл.
Воспитатель: Давайте напишем букву Ш в воздухе. Сначала пишем сверху-вниз, потом слева-направо. Составьте букву Ш из счетных палочек.
Обозначение изучаемого звука буквами (работа в тетради)
• Печатание букв в тетрадях.
• Подбор слов к схемам.
5. Рефлексия.
Воспитатель: С каким звуком вы познакомились на занятии?
- Какими буквами его обозначают?
Список использованной литературы:
1. Мирошник М. И., Самохвалова В. А. Я читаю. Курс «Я читаю». - Ростов н/Д: Легион, 2013. - С. 65-66.
2. Морозова И. А., Пушкарева М. А. Подготовка к обучению грамоте. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007. - С. 52-53.
3. Субботина Е. А. Звучата. Играем со звуками. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - С. 102-103.