Татьяна Воронина
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И»
Цель: совершенствовать понятие «гласный звук».
Задачи:
Коррекционно – образовательные задачи:
– продолжать знакомить детей с понятием «гласный звук»;
– совершенствовать навык определения позиций звука [и];
– познакомить с буквой И.
Коррекционно – развивающие задачи:
– развивать фонематический слух, слуховое внимание, фонематическое восприятие, артикуляционную и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
– вызывать эмоциональный настрой на занятии;
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук [И] и буква „И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Здоровьесберегающие задачи:
– содействовать сохранению и укреплению здоровья детей.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: карта страны «Букволандия», наборное полотно, буквы А, О, И, картинки с изображением на звуки [а], [о], [и]; картинки с изображением кита, очков, иголки; схемы для определения позиции звука [и].
Раздаточный материал: рабочие тетради, простые карандаши, декоративный материал для выкладывания буквы И, белая бумага формата листа А4.
Аппаратное и программное обеспечение : аудио запись с голосовым сообщением.
Ход занятия.
Воспитатель: Дети, сегодня утром я получила голосовое сообщение и карту неизвестной страны. Давайте прослушаем и узнаем, от кого оно: «Здравствуйте, дети подготовительной к школе группы № 10. Меня зовут королева Грамота. Услышала я, что вы уже много знаете о жителях моей страны Звуках и Буквах. За это я приготовила для вас подарок. Но вы сможете его получить, если выполните мои задания. Вы найдете подарок у какого – то моего звука и буквы. Карту моей страны Букволяндии я вам высылаю. Удачи вам, дети». Какая хитрая королева Грамота, но мы еще хитрее и умнее ее и справимся со всеми ее заданиями. Вы согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, перед тем, как мы начнем выполнять задания королевы Грамоты, повторим правило поведения на занятии :
Каждый день, всегда, везде.
На занятии, в игре.
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Воспитатель: Дети, внимательно послушайте стихотворение:
Ирина любит ирисы, раскраски и конфеты,
А Игорь любит роботов, машинки и ракеты.
Какой звук часто встречается в стихотворении? Какие слова со [и] вы запомнили?
Дети: Ирина, любит, ирисы, раскраски, Игорь, машинки.
Воспитатель: Что общего у всех слов, которые вы назвали?
Дети: В них во всех есть звук [и].
Воспитатель: С первым заданием вы справились. А сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами – стук,
Как зовут его.? (Индюк)
Жарит мясо, варит суп.
Ты узнаешь ее, да?
Это газовая … (плита)
Башмаки-озорники,
Мчат по льду меня… (коньки)
Ребята, какой звук есть во всех отгаданных словах?
Дети: Звук [и].
Воспитатель: Где находится звук [и] в слове индюк (плита, коньки?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, со вторым заданием вы тоже справились. Ребята, что нужно сделать, чтобы произнести [и]?
Дети: Сделать губы в улыбке, язык спокойно лежит во рту, работает голос.
Воспитатель: Чтобы звук [и] получался у нас правильно и красиво, сделаем гимнастику для язычка.
(«Дудочка», «Часы», «Футбол»; дыхательное упражнение: глубокий дох носом, выдох в сторону губы «трубочкой», щеки не надувают).
(Для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики дети поднимаются с места).
Воспитатель: Как вы думаете, звук [и] гласный или согласный.
Дети: Гласный.
Воспитатель: Почему гласный?
Дети: Звук [и] не встречает во рту преграду, работает только голос.
Воспитатель: А вот и третье задание от королевы Грамоты «Подбери картинку к букве».
(Трое детей поочередно у доски подбирают картинку на определенную букву).
Воспитатель: Дети, чем же отличается звук от буквы?
Дети: Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.
Воспитатель: Все верно, и третье задание тоже выполнено. А сейчас вы поработаете в тетрадях. Королева Грамота и в них приготовила для вас испытание. Нужно линией соединить картинку с нужной схемой, в зависимости от того, где находится звук [и] : в начале, середине или в конце слова. Чтобы крепче держать карандаш и правильно выполнить задание в тетради, просто необходимо подготовить к работе пальчики, а еще рассказать королеве Грамоте, как мы ходили в лес.
Пальчиковая гимнастика
«Раз, два, три, четыре, пять, мы пошли в лесок гулять».
(Самостоятельная работа детей. Следить за осанкой и за тем, как дети держат карандаш).
Воспитатель: Все справились? А сейчас кто-то один выйдет и покажет, как нужно было выполнить задание.
(Показ выполнения задания одним ребенком у доски).
Воспитатель: Молодцы, с четвертым заданием вы тоже с легкостью справились. На карте, которую прислала королева Грамоты, растет дуб. Нам нужно его обойти, чтобы получить следующее задание.
Физкультминутка «На поляне дуб зеленый».
Воспитатель: Ребята, теперь вы все знаете о звуке и букве И, без труда сможете выложить на листе бумаги букву И.
(У каждого ребенка на тарелочке разнообразный материал для выкладывания буквы).
Воспитатель: Перед тем, как вы приступите к заданию, показать написание буквы И на доске
(Самостоятельная работа детей. Похвалить каждого ребенка за выполненное задание).
Воспитатель: Вот мы и выполнили последнее пятое задание. С каким жителем своей страны хотела познакомить нас королева Грамота?
Дети: Со звуком и буквой И.
Воспитатель: Какие задания вам запомнились?
Ответы детей.
Воспитатель: А вот и подарок от королевы Грамоты. (Вручить детям подарки)