Руфина Гареева
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук «Ц» и буква [Ц]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звук и буква Ц.
Цели:
познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц;
Развитие фонематического слуха;
научить произносить звук Ц в слогах, словах, предложениях;
учить определять место звука в слове;
совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слова ЦЫП;
развивать мелкую моторику рук детей и графомоторные навыки.
Оборудование: курица с цыплятами, звук Ц, символ звука Ц, песочница, буквы Ц, схемы для звуко-слогового анализа.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звук „Ц“ и буква [Ц]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим. (Широко улыбаться, растягивая губы)
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел. (Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться к правому уху).
Все, что нужно увидал
И налево зашагал. (Тянуться язычком к левому уху)
Погулял совсем немножко,
Широко открыл окошко. (Широко открыть рот и удерживать его в таком положении 10 сек)
Он окно не закрывает,
Кверху кончик поднимает. (Держать рот широко открытым. Тянуться языком к подбородку.
Язычок не устает:
Тянется теперь вперед. (Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед)
В прятки поиграть он рад:
Отступает шаг назад
Организационный момент.
1. Повторение пройденного материала
Ребята, с каким звуком вы познакомились на прошлом занятии?
Охарактеризуйте мне его. Назовите слова на звук «и» в начале, в середине, в конце слова.
А теперь, ребята, отгадайте загадку:
Явился в желтой шубке,
Прощайте две скорлупки (цыпленок)
На какой звук начинается слово цыпленок?
- А кто мама цыплят?
Дети: курица.
- Послушайте мою сказку?
1. Воспитатель рассказывает детям сказку:
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып.
- Ребята, поможем курице? Спасем ее маленьких цыплят?
Дети: Да.
- Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними. Итак, отправляемся в путь.
1. А вот и первое задание: Произнесите правильно звук Ц.
Дети произносят звук Ц хором, индивидуально. Воспитатель дает характеристику звука Ц (согласный, твердый, обозначаем синим кружком).
2. Закончить слова слогом ЦА.
А теперь я буду говорить слова, а вы заканчивайте это слово слогом ЦА: мельни (ЦА, води (ЦА, певи (ЦА, кури (ЦА, умни (ЦА, больни (ЦА).
Проговорите чистоговорки.
Молодцы, ребята. Наш путь продолжается.
ФИЗМИНУТКА
Вышла курица гулять
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –желтые цыплятки.
Ко-ко –ко, не ходите далеко
Лапками гребите
Зернышки ищите!
А теперь, ребята, давайте найдем желтый цвет, зеленый.
4. Выделение звука Ц в начале, середине, конце слова.
Мы продолжаем наш путь в песочную страну. Ребята, сейчас мы с вами поработаем на листочках. Вам нужно услышать звук «Ц» в начале, середине и в конце и отметить в таблице. А потом мы с вами проверим.
Цыпленок, водица, цапля, огурец, умница, мельница, колодец, яйцо, молодец, цветок
5. Мы сейчас выполним еще одно задание и окажемся в песочной стране. Составление схемы слова ЦЫП. Следующее задание: составить звуковую схему слова ЦЫП (На доске работает Аэлита)
-Давайте составим схему слова ЦЫП.
Дети делают звуко-слоговой анализ слова. Ну, вот мы в песочной стране. Давайте позовем наших цыплят: ЦЫП-ЦЫП-ЦЫП. Что такое? Не откликаются наши цыплятки. Нужно выполнить еще одно задание, тогда мы их точно найдем!
8. Графический диктант буквы «Ц»
2 вправо,4 вниз, 2 вправо, 4 вверх, 2 вправо, 6 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 2 вверх, 6 влево и соединяем.
(заштриховать синим цветом)
Молодцы, вот у нас получилась буква «Ц».
Вика и Миша подходит к моему столу. Посмотрите, вот песочная страна, а где наши цыплята Цоп и Цып? Вот они!
Дети видят в песке цыпленка. Находят в песке всех цыплят.
-Вот мы и нашли всех цыплят. Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице.
9. Итог занятия.
А подведем итог занятия таким образом. Послушайте сказку еще раз и назовите слова из сказки со звуком «ц»
Жили-были дед да баба и была у них курица-ряба. Снесла курица яйца не золотые, а простые, и вылупились из них маленькие, желтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят в далекую песочную страну. Плачет дед, плачет баба, плачет курица: «Спасите моих маленьких цыплят». Их зовут Цоп и Цып