Ирина Кульга
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква Й»
Цель: способствовать развитию фонематического слуха
Задачи:
1) Образовательные:
- закрепить у детей понятия: «звук» и «буква», закрепить знания об отличиях.
- закрепить умение подбирать слова-антонимы.
- закрепить знания детей об обобщающих понятиях.
2) Развивающие:
- развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- развивать связную речь.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Звук и буква Й“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
- развивать внимание, слуховое восприятие, логическое мышление, память.
- развивать мелкую и общую моторику.
3) Воспитательные:
- воспитывать умение слушать товарища.
Ход НОД
1. Введение в проблемную ситуацию.
Воспитатель зовет к себе детей. Все рассаживаются на стулья.
Воспитатель и дети громко и четко говорят:
Каждый раз всегда везде
На занятиях, в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно. (Приветствие)
Воспитатель: Ребята! Я хочу вам рассказать одну сказку, а вы внимательно послушайте, называется она «Странная буква» :
Заскучали буквы в алфавите.
-Споем?- сказала одна своей соседке.
-Я не умею, - грустно сказала та.
-А ты попробуй. Пой, как я: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и.
-Й…Й…Й…
-И правда, не умеешь. Странно: все гласные поют, а ты нет.
-Я не гласная.
-Согласная, что ли?
-Не знаю.
-Ну, и кому ж ты такая нужна?
-Всем нужна. Видишь, я стою в алфавите.
-Стои - жалко, что ли.
-Не «стои», а «стой». Вот я и пригодилась!
-Ну, хорошо, стой. А зачем у тебя этот знак?
-Сама догадайся…
2. Актуализация знаний, умений обучающихся.
Воспитатель: Догадались, о какой букве идет речь?
Ответы детей: Да (буква И краткая)
Воспитатель: Правильно. Буква – И краткая. (на доске буква)
Воспитатель: На что похожа буква И краткая?
Ответы детей: Дети высказывают варианты ответа.
Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква И краткая. Какие это элементы?
Дети: Буква И краткая состоит из четырё х элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.
Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе.
Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка.
Воспитатель: А вы знаете, что буквы любит ходить в гости и принимать гостей. А когда буквы встречаются, то образуются. (слоги) :
Буква А пошла в гости к букве Й, получился слог (АЙ) (на доске)
Буква О пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ОЙ)
Буква У пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (УЙ)
Буква Э пошла в гости к букве Й, какой получился слог (ЭЙ)
Буква Ы пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ЫЙ)
Буква И пошла в гости к букве Й, какой получился слог? (ИЙ)
Воспитатель: Молодцы!
3. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: А какой звук обозначает буква И краткое? (на доске)
Ответы детей: Да (звук[Й])
Воспитатель: Совершенно верно - звук [Й]. Какой же это звук- гласный или согласный? Чтобы определить, давайте произнесем Й, й, й.
Воспитатель: Что во рту помогает нам его произнести?
Ответы детей: Язычок
Воспитатель: Верно, язычок. Он прижимается боками к нёбу, язычок создает преграду воздуху - значит [Й] – согласный. Прикладываем руку к горлышку, если горлышко «дрожит», при его произнесении слышится голос и шум. В ушах есть звон - звук [Й] - звонкий и всегда мягкий -обозначаем зеленым цветом.
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Угадай звук». Я произношу слова, будьте внимательны, если в слове вы слышите звук [Й] – хлопаете в ладоши, если звука [Й] в слове нет – спокойно сидите. (Логоритмика)
Слова: май, дай, дом, лай, снег, свет, йод, дуй, мак, соловей.
Воспитатель: Теперь немного отдохнем и проведем физкультминутку «Зверобика» :
Воспитатель: Присаживайтесь на стулья и повторите за мной чистоговорки со звуком [Й] :
Ой - ой —мы идем домой
Ай - ай — испекли мы каравай
Ай - ай — в клетке попугай
Ой - ой — это зайка мой (Логоритмика)
Воспитатель: Какие слова со звуком [Й] услышали? (зайка, каравай, попугай, домой). Составьте с этими совами предложения. (картинки на доске)
5. Открытие нового знания или умения.
Воспитатель: Теперь сделайте разбор слова ЗАЙКА.
В этом слове 5 звуков. Первый звук [З]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Второй звук [А]- гласный, обозначим красным цветом. Третий звук [Й]-мягкий согласный, обозначим зеленым цветом. Четвертый звук[К]- твердый согласный, мы его обозначим синим цветом. Пятый звук [А]- гласный, обозначим красным цветом.
Воспитатель: Молодцы, хорошо сделали разбор слова.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки, там встречаются слова со звуком[Й], (к каждой загадке показывать картинку) :
Цветок раскрылся. Что за чудо!
Ведь девочка глядит оттуда.
Немало бед она познала,
И королевой эльфов стала. (Дюймовочка)
Что за странная машина?
Есть салон, рога и шины.
Не автобус, не трамвай…
Эй, прохожий, не зевай,
Разгадай скорее ребус:
Это новенький. (троллейбус)
Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова,
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник… (муравей)
Все в Цветочном городке
Знают этого мальчишку.
Коротышку и зазнайку,
Беззаботного … (Незнайку)
Это сказка, а не шутка,
Что была такая утка,
В ней яйцо,
игла в яйце,
Гибель на ее конце.
И без этаких вещей
Жить не мог старик (Кощей)
Кто на жердочке сидит,
Сам с собою говорит?
Кто же это, угадай?
Догадался? (попугай)
Рефлексия
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [Й])
- Что вы узнали о звуке [Й]? (согласный и всегда мягкий)
- Какой буквой обозначается звук [Й] (Буквой И краткой)
- Назовите слова со звуком [Й] (лейка, зайка, йогурт, яйцо, муравей)