Вера Алаева
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создание условий для закрепления и формирования звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
• Закреплять знания детей о буквах и звуках.
• Закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
• Закреплять умения детей определять наличие и место заданного звука в слове.
• Закрепить умение проводить слоговой анализ слов.
• Продолжать учить составлять предложение по схеме.
Развивающие:
• Развивать связную речь, внимание, мышление.
• Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
• Развивать умения выстраивать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
• Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Материалы к занятию:
Звукозапись «звукового письма» ,магнитафон
Два домика (красный и синий) буквы
Две коробочки: красная и синяя.
Схемы предложений.
Предметные картинки.
Картинки для определения места звука в слове, цветные карандаши.).
Карточки: синие, зеленые, красные.
Ход НОД: Организационный момент.
Ребята, у нас сегодня гости,поздороваемся с ними. (Дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились на занятиях по обучению грамоте.
- Сядьте поудобнее проверим осанку :
Руки на месте
Ноги на месте
Локти у края,
Спина прямая.
- Послушайте внимательно
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня к нам в группу пришло посылка необычное письмо - звуковое. Давайте послушаем его (Звучит запись
«письма» от Королевы Знаний.)
«Мои дорогие юные друзья! Я Королева Знаний. Сегодня, я вас приглашаю в
гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы
научились. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями,вас ждёт награда. Я надеюсь, что вы обязательно справитесь. Желаю вам удачи!»
Воспитатель: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Но прежде, чем отправиться в путешествие, давайте вспомним все буквы
которые мы уже с вами изучили. Вам нужно разложить буквы в две коробочки, для этого возьмите по одной букве назовите ее и положите в нужную коробочку. Какие группы получатся (Гласные и согласные)
Воспитатель: Скажите ребята, чем отличается буква от звука?
(Букву мы видим, пишем, читаем, а звук мы слышим и произносим)
-Молодцы!
Воспитатель:
Давайте сначала сделаем с вами артикуляционную гимнастику. («часики»
влево – вправо
Влево – вправо
мой язык скользит лукаво.
«Заборчик»(Зубки все мои видны от краев и до десны
«окошко» открыть рот – жако
Закрыть рот – холодно.
Воспитатель: Ну,а теперь мы можем отправляться в путь! У меня есть волшебная палочка, которая поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глазки. Раз – два- три в Страну знаний нас веди!
Воспитатель: Вот мы, кажется, и попали в Страну знаний. А это, кажется и первое задание:
Королева Знаний посылку прислала.
А в ней подарки вам,
Но вы не ждите подсказки:
Название подарков на слоги поделите
И сколько в слове том частей – скорее вы скажите!
(воспитатель достаё т из посылки игрушки и показывает детям : куклу, мяч кубик, машину.)
Воспитатель: Посмотрите, ребята,какие интересные подарки! Сколько слогов в слове «Кукла»(2) А как ещё, мы можем проверить? (при помощи хлопков, делим слова на слоги) Сколько в этом слове гласных звуков? (2) Почему? Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Сколько в слове «Мяч» слогов (1), сколько гласных звуков? (тоже 1)
- Сколько в слове «машина» слогов (3), сколько гласных звуков (тоже 3)
-Скажите ребята,а как назвать эти предметы одним словом (игрушки)
Воспитатель: Правильно,игрушки. А вот и второе задание. Скажите, а что такое предложение? (это 2,3, 4. и более слов, которые дружат между собой)
У Королевы Знаний
Помощников не счесть
Средь них чудесный Гномик есть
Он карточку со схемами в подарок вам принёс
Вы ж проявите своё умение
Составьте со словами предложения!
Вот учёный Гном, просит вас составить предложения по схемам со словом игрушки!
Ребята, вам нужно составить предложения по схемам. Из чего состоит предложение? (На плакате нарисованы схемы предложений).
1. ___.
2. ___ ___.
3. ___ ___ ___.
Воспитатель: Скажите, первое предложение будет состоять из скольких
слов? (2,3,4). А что означает первый знак в предложении? (это начало предложения и оно пишется с большой буквы? (точку,что предложение окончено)
(Дети составляют предложения со словом игрушки по схемам.)
Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились!
-Давайте немного отдохнём и опять пойдём путешествовать по Стране Знаний
Физкультминутка
(любая по выбору воспитателя)
Предлагаю,прежде чем отправиться дальше. немного размяться.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Мы сейчас бревно распилим,
Пилим, пилим, пилим, пилим.
Раз-два, раз-два,
Будут на зиму дрова.
Дети выполняют соответствующие движения. Когда упражнение выполнено дважды, выясняется, какие слова и с каким звуком услышали дети во время ф/м.
Воспитатель: Вот мы и набрались сил и теперь можем дальше продолжать путешествие
Следующее 3 задание.
Игра «Найди пару»
- Перед вами картинки.
- Внимательно посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, и подумайте с какого звука начинается данное слово.
- Вы должны найти себе ту пару, у которой название картинки начинается с того же звука, что и у вас.
- Держите картинки так, чтобы их было видно. ( пары: арбуз-апельсин, улитка-утюг, овощи-облака и т. д.)
- Какой звук объединяет вашу пару? Почему? (Воспитатель отмечает детей, которые первые и правильно выполнили задание)
Воспитатель: И снова вы все сделали правильно.
А сейчас идем выполнять следующее задание. (за столами)
Пальчиковая гимнастика с карандашом:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
быть послушным научу.
Игра «Найди звук»
- На ваших карточках изображены предмет и буква.
- Вам нужно выделить голосом данный звук в слове, определить место этого звука в слове и закрасить соответствующий участок прямоугольника.
- Каким цветом вы закрасите гласные? А согласные?
(Следить за осанкой детей.)
- давайте проверим с вами как вы справились с заданием.
Молодцы! Вот ещё одно задание о Королевы Знаний (воспитатель достаёт сверток,в котором написано следующие задание
Воспитатель: Я сейчас буду называть слова,а вы с помощью палочек выкладываете только первые буквы каждого слова, (одновременно это же задание выполняется у доски с буквами.
Петух
Абрикос
Улитка
Кролик
Давайте прочитаем,какое слово получилось (паук)
Воспитатель: Правильно, это слово паук! (достаёт из посылки игрушку –паука. Скажите ребята, сколько слогов в этом слове? (2) А сколько букв? (4)А что мы обозначаем синими, красными,зелёными карточками? (звуки, Синяя карточка – твёрдый согланый звук,красная карточка – гласный звук,зелёная карточка- мягкий согласный звук)
Сколько согласных в этом слове? (2) А сколько гласных? (2)Какие гласные звуки (а,у)
Следующее задание.
Воспитатель: Давайте сделаем звуко-буквенный анализ слова которое у нас получилось. (все дети делаю за столами, один ребенок возле доски)
(после того как задание будет выполнено, опять звучит голос Знаний)
Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями.
Ну я прощаюсь с вами,буду рада видеть вновь в стране Знаний, Надеюсь, что в школе вы будете учиться на «4» и «5» С наилучшими пожеланиями, До скорой встречи, мои дорогие друзья.
Воспитатель:
. Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний. Я думаю, что мы еще ни раз посетим Страну Знаний и в следующий раз Королева приготовит для нас другие, увлекательные задания. А теперь вернемся в группу!
Вокруг себя повернись, в группе очутись!
Рефлексия.
-Где мы с вами побывали? Что делали?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
- Какие звуки мы вспомнили?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Чем звуки отличаются от букв?
А в память о нашем путешествии, я подарю вам смайлики.