Нелля Когаева
Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Утиная история»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : «Коммуникация».
Интеграция с образовательными областями :
• «Социализация».
• «Познание».
• «Здоровье».
Программные задачи :
Коммуникация:
• Формировать и развивать средства общения: учить ориентироваться в зданиях, требующих полной характеристики звука: искать в словах одинаковые звуки; определять место звука в слове, подбирать слова определенной звуковой структуры, гласные и согласные звуки.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе „Утиная история“» размещена в разделах
• Обогащать словарь детей, необходимый им для освоения ими других образовательных областей ; отражать в речи представления о транспорте, перелетных птицах, нормах этического поведения.
• Развивать навыки чистого произношения всех звуков языка.
• Воспитывать фонематический и речевой слух.
Социализация:
• Приобщать к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
• Формировать первичные гендерные представления.
Познание:
• Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
• Развивать навыки счета, умение сравнивать предметы по количеству.
Здоровье:
Развивать ценностное отношение к собственному здоровью, закреплять навыки здоровьесберегающего поведения.
Оборудование:
Таблицы с рисунками уток и швейной иглы, карточки с четырехзвуковыми схемами у каждого ребенка,фишки красные и синие у доски и у каждого ребенка, макет «Озеро с утками»; игольница с иголками, макет самолета, жетоны, наряд для утки.
Ход занятий :
1. Организационный момент.
(Дети заходят в группу, встают в круг)
Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. (дети здороваются).
А как еще можно поздороваться? (Доброе утро! Добрый день! Мендут»)
2. Эмоциональная настройка:
(В руках у воспитателя клубочек)
У меня в руках клубочек. Этот клубочек непростой, он волшебный. У того кто возьмет его в руки, сразу станет хорошее настроение. Сейчас будем передавать клубочек друг другу, согревать его теплом своих рук и произносить хорошие добрые слова. (Дети передают клубочек и произносят добрые слова).
Восп:
Клубочек вернулся снова ко мне, но он изменился : стал теплее
от ваших рук и добрее. Поставим его на полочку, пусть он дарит весь день нам хорошее настроение.
3. Артикуляционная гимнастика :
«Весенний язычок»
Жил-был веселый язычок
Жил он в своем домике
Проснулся утром язычок
Сделал язычок зарядку:
Почистил зубки,
Побелил потолок,
Подмел пол-
Навел порядок
Сел у окошка,
Взял чашечку,
Стал чай пить
Выбежал на улицу искать ребят
Посмотрел налево,
Посмотрел направо-
Нет ребят
Обежал кругом (вокруг губ)
Увидел ребят и защелкал от радости
Наигрался, пришел домой,
Закрыл дверь и лег спать.
Восп:
На какие две группы делятся звуки (гласные и согласные)
Восп:
Какие звуки мы называем гласные? Почему?
Дети:
Когда мы их произносим, воздух не встречает преграду.
Восп:
Сколько в алфавите гласных звуков? (10)
Назовите их? (а, о, у, и, е, ё, ю, я, ы, э)
Восп:
Какие звуки мы называем согласные? Почему?
Дети:
Когда их произносят, воздух встречает преграду.
Восп:
Молодцы, дети!
Основная часть:
Восп:
Ребята, а вы любите путешествовать? (Да, любим)
А на чем можно путешествовать (самолет, машина, автобус, поезд)
Восп:
Отгадайте, на каком транспорте мы сегодня будем путешествовать?
Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведет ее пилот
Что за птица?. (Самолет).
Восп:
Самолет – это какой вид транспорта? (воздушный)
Кто управляет самолетом? (пилот, летчик)
Восп:
Пилот, летчик – это мужская профессия, но есть на воздушном
судне и женская профессия. Знаете какая?
Восп:
В самолете пассажиров встречает приветливая стюардесса.
(воспитатель надевает пилотку стюардессы).
Восп:
Сегодня на борту нашего самолета, стюардессой буду Я.
Стюардесса:
Уважаемые пассажиры прошу вас сесть и пристегнуть ремни. Приятного полета. Во время полета вы можете поспать, прошу всех закрыть глазки. (звучит приятная музыка).
Воспитатель в центр помещает изображение озеро с утками.
Стюардесса :
Наш самолет совершил посадку.
Всего доброго, вам ребята.
(воспитатель снимает пилотку)
Восп:
Ребята, что-то мне очень жарко.
Как вы думаете, где мы оказались?
(В теплых странах, на берегу озера).
Восп:
Кто плавает по озеру? (утки)
Ребята, а утки это кто? (птицы)
Чем покрыто их тело? (перьями)
Что вы знаете об утках? (это перелетные птицы, питаются рыбой, живут у воды)
Восп:
Посчитайте, сколько уток на озере. (дети считают)
Все ли утки одинаковы? (одна утка отличается, она розовая)
Восп:
Эта утка очень расстроилась. Она потеряла свое красивое платье. А без иглы уточка не может сшить себе красивый наряд, и она просит нас о помощи. Если вы правильно выполните задание, у уточки появится новая игла. Согласны помочь уточке и выполнить звуковой анализ слова «ИГЛА» ?
Дети: (Да согласны).
Звуковой анализ слова «ИГЛА»
(Вывешиваю слово «ИГЛА» на доске) Вызываю 1 ребенка.
С помощью жетонов ребенок выполняет анализ слова.
Восп:
Назови первый звук [и]
Какой это звук? (гласный)
Фишкой какого цвета ты его отметил (красного)
Назови второй звук [г]
Какой это звук? (согласный)
Фишкой какого цвета ты его отметил (синей)
Аналогично выполняется звук [л] и [а].
Восп:
Сколько гласных звуков в этом слове? (2)
Назови их? [и],[а]
Сколько согласных звуков? (2)
Назови их? [г],[л]
Восп:
Уточка, ребята выполнили задание, пожалуйста, получай новую иглу. можешь шить себе нарядное платье.
(Положить возле уточки игольницу с иглой)
(Уточка благодарит детей)
Физминутка
Восп:
Дети, пока мы искали иглу, уточки проголодались. Чем будем кормить их? (рыбой)
Давайте сосчитаем сколько рыбок? (11)
Хватит ли этих рыбок всем уточкам? (Да. Рыбок больше, чем уток)
На сколько?
Восп:
Вот и хорошо! Иглу мы нашли для уточки, рыбок у нас хватает на всех уточек.
А теперь, давайте отдохнем и поиграем.
Игра «Рыбка – движение».
Восп:
Я буду показывать вам :
Красную рыбку – прыжки;
Желтая – хлопки в ладоши;
Зеленая – приседание.
Восп:
Теперь давайте поработаем.
Выполним еще одно задание – звуковой анализ слова «УТКА»
(Вывешиваю на доске слово «УТК.»)
Восп:
Найдите одинаковые звуки в словах «УТК.», «ИГЛА».
Звук «И».
В слове «утки» в конце слова
В слове «игла» в начале слова.
Восп:
Похоже ли слово утки на слова игла?
Чем эти слова похожи?
(В обоих словах по краям гласные звуки, а в середине согласные).
Восп:
А теперь я вам даю задание каждому. На столах у вас лежат волшебные коробочки, в них имеются жетоны. Каждому из вас я дала картинки. Вы должны выложить из жетончиков слово. Поделить слово на слоги, и найти ударный слог.
Восп:
Дети, уточка дошила свой наряд, а теперь давайте мы оденем ей наряд. И поиграем с уточкой.
(Выкладываю с помощью жетонов)
(Согласный, гласный, согласный)
Восп:
Дети, подумайте и назовите слова с расположением звуков.
(согласный, гласный, согласный).
Будьте, внимательны!
1. Лук 6. Тон.
2. Сок 7. Мак
3. Дым 8. Рак
4. Дом 9. Маг
5. Мир 10. Ток
Восп:
Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились со всеми заданиями. Теперь можно возвращаться домой.
(Одеваю пилотку стюардессы).
Стюардесса:
Уважаемые пассажиры прошу вас сесть и пристегнуть ремни. Приятного полета.
(Звучит музыка)
Самолет произвел посадку в старшей группе детского сада.
Восп:
Давайте погладим себя по голове и скажем : «Я сегодня молодец!» Вы мне очень сегодня понравились на занятии. Большое спасибо клубочку, за то, что он подарил всем хорошее настроение. На этом наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями.
До свидания!