Оксана Столярчук
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое
Цель. Закрепление пройденного материала.
Задачи.
1. Закрепить у детей понятие о слове; упражнять в самостоятельном назывании слов и четком их произнесении.
2. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.
3. Продолжать учить детей действиям звукового анализа слов, вычленять гласные звуки в слове.
4. Закрепить умение делить слово на слоги, определять ударный слог.
5. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом.
6. Развивать фонематический слух, внимание, мышление.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе (итоговое)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
7. Воспитывать интерес к началам грамоты.
Методические приемы.
Чтение стихотворения, отгадывание загадки; игра "Верни мне гласный звук"; рассматривание картинок.
Оборудование и материалы.
Карточка - графическое изображение слога; три мольберта, три домика разной величины, предметные картинки в конвертах; для выполнения графического задания: карточки с буквами, простые карандаши; мяч, маркеры (красный, черный); картинка "Гуси" с графическим изображением слова, магнитные карточки - красные квадраты.
Предварительная работа.
Чтение стихотворения "Какие бывают слова".
Разучивание с ребенком стихотворения о гласных звуках.
Знакомство с игрой "Верни мне гласный звук".
Выполнение аналогичных графических заданий.
Ход занятия
Дети заходят в зал, садятся на стульчики, расставленные полукругом.
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас много гостей. Давайте поздороваемся с ними без слов - жестами и мимикой. (Дети приветливо улыбаются и машут руками, приветствуя гостей.)
Вы упорно трудились и многим из вас удалось достичь больших успехов в изучении нашего родного и любимого русского языка. Я очень этому рада.
И сейчас я предлагаю нашим гостям показать, что вы узнали нового за время наших с вами встреч, чему научились. Сегодня на занятии мы будем много разговаривать, играть, выполнять разные задания.
Но сначала вспомним наше правило, как нужно вести себя на занятии:
Один, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Воспитатель. Давайте с вами сейчас проведем один эксперимент: постарайтесь найти в зале такой предмет, который никак не называется. ( Дети не могут найти такой предмет и воспитатель подводит их к выводу: всё, что нас окружает, имеет название.)
Всему название дано:
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных нету. (А. Шибаев)
Все-все имеет название, т. е. называется определенным словом. Слов на свете очень много. Подумайте, а какие бывают слова? (Громкие, тихие, добрые, красивые, теплые, страшные и т. д.)
Давайте вспомним стихотворение "Какие бывают слова". Я буду читать стихотворение, а вы будите добавлять нужные слова.
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета,
Есть кислое слово - лимон,
Есть слово с окошком - вагон,
Есть слово колючее - ежик,
Есть слово промокшее - дождик,
Есть книжное слово - страница,
Есть слово лесное - синица,
Есть слово пушистое - снег,
Есть слово веселое - смех.
Какие слова вы добавляли? (Дети называют слова.)
Воспитатель. Слова можно делить на части - слоги. Как узнать, сколько в слове слогов, каким способом? (Дети рассказывают.) А как мы слог обозначаем в схеме? (Ответы детей.) Верно, слоги обозначаются маленькими дугами, вот так. (Воспитатель показывает карточку - графическое изображение слога.)
А теперь давайте пройдем за парты. (Дети садятся за парты.)
Воспитатель обращает внимание детей на мольберты с тремя домиками.
Воспитатель. Посмотрите, у меня здесь три домика. В первом домике живут слова с одним слогом, во втором домике - слова, состоящие из двух слогов, в третьем домике - слова, состоящие из трех слогов.
На ваших столах лежат конверты, в них картинки. Рассмотрите свои картинки и дайте им название. (Дети рассматривают картинки.) Теперь у каждого из вас есть слово - название вашей картинки. Задание такое: разделите ваше слово на слоги и поместите его в нужный домик. (Дети выполняют задание.)
Физкультминутка
Мы руками - хлоп, хлоп.
Мы ногами - топ, топ.
Мы глазами - миг, миг.
Мы плечами - чик, чик.
Раз - сюда, два - сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали,
Руки к верху все подняли.
Теперь садимся. Тише, тише.
Притихнем, словно в норках мыши.
Воспитатель. Слова звучат, из чего они состоят? (Слова состоят из звуков.)
А какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные.)
Расскажите о гласных звуках, что это за звуки? (Гласные звуки можно тянуть, петь.)
У нас Кира знает стихотворение о гласных звуках.
Ребенок. Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке ребенка качать.
Воспитатель. А согласные звуки можно пропеть? (Нет.) Почему? (Мешают язык, губы, зубы.)
А согласные.
Согласны шелестеть, шептать, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Согласные звуки какие бывают? (Твердые и мягкие.)
С гласными звуками мы хорошо знакомы. Сколько в русском языке гласных звуков? (Шесть.) Назовите. ([А], [О], [У], [Ы], [Э], [И].)
Игра "Верни мне гласный звук"
Мяч лови и мяч бросай,
Гласный в слове называй.
(Мак, дом, кит, дым, жук, шар, сам, сом, сын, гусь, сок, мир, лак, лук, сон, нос, бык, стол, шум, соль.)
После игры дети садятся на места.
Воспитатель. Гласных звуков шесть. А сколько букв гласных? (Десять.)
А чем отличаются звуки от букв? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.)
Давайте вспомним буквы гласные. (Один ребенок выходит работать у доски.) На столах лежат карточки, переверните их. Что видите? (Буквы.) Задание такое: обведи в кружок только гласные буквы. (Дети выполняют задание.)
Пальчиковая гимнастика "Мы писали, мы писали. "
Воспитатель. Отгадайте загадку:
Эти птицы у канавки
Часто моют свои лапки,
Убегают от Бабуси.
Кто это, скажите? (Гуси.)
Воспитатель выставляет картинку "Гуси".
- Сколько звуков в слове гуси? (В слове гуси четыре звука.)
- Назовите первый звук (второй, третий, четвертый).
- Сколько в слове гуси гласных звуков. (Два.) Назовите. ([У],[И])
- А каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным цветом.)
- Покажите гласные звуки в схеме слова. (Выходит ребенок, выполняет задание.)
- Давайте разделим слово гуси на слоги. Сколько слогов в слове? (Два.) Как узнали? (Ответы детей.) Назовите первый слог, второй.
- Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. (Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения.)
- Составьте предложение со словом гуси.
Воспитатель. Итак, наше занятие подошло к концу. Что мы сегодня делали, чем занимались?
Воспитатель подводит итог занятия, дает оценку деятельности детей.