Валентина Ляшенко
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Заколдованная снежинка»
▼ Скачать + Заказать документы
Заколдованная снежинка
Интеграция образовательных областей:
• социально – коммуникативное,
• познавательное развитие,
• речевое развитие,
• физическое развитие.
Задачи:
1. Образовательные:
• Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и гласные)
• Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
• Упражнять в составлении предложений и умении составлять схему предложения.
• Формировать умение делить слова на слоги.
2. Воспитывающие:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Заколдованная снежинка“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Снежинка
- Снежинки. Конспекты занятий
- Снежинки. Поделки и рисунки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
• Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания воспитателя.
• Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
• Формировать чувство товарищества.
Здоровьесберегающие технологии:
• сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья;
• сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение психического комфорта;
• создание условий для реализации потребности в двигательной активности
Методические приемы:
Игровой (использование сюрпризных моментов);
Наглядный (использование иллюстраций);
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
Рефлексия, поощрение
Демонстрационный материал: снеговик из воздушных шаров, «письмо», полоски схемы для составления предложения, картинка «Зима»
Раздаточный материал: цветные квадраты (красные, синие, зеленые); полоски-схемы для составления предложения (на каждого ребенка, звуковые «домики» (на каждого ребенка, картинки на каждого ребенка (по 2 шт.)
Организация детей: в кругу, за столами;
Предварительная работа: игра на развитие слухового внимания «Запомни, повтори»; составление предложений из заданных слов; составление схем составленных предложений, звуковой анализ слов.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, к нам сегодня пришли гости, давайте поприветствуем их.
Здравствуйте! - Ты скажешь человеку
Здравствуй! – Улыбнется он в ответ.
И, наверное, не пойдет в аптеку
И здоровым будет много лет!
Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. (Дети становятся в круг).
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто это к нам пришел!
Дети: Снеговик
Воспитатель: А посмотрите, что это у него в руках, кажется письмо и какой-то круг. Давайте откроем письмо и прочитаем, что там написано. Может поймем зачем он к нам пожаловал. Согласны?
(Воспитатель открывает конверт, достает письмо, читает)
«Дорогие ребята, я пришел к вам за помощью! Знаете ли вы, что очень скоро наступает зима! И самое главное зимой это что?
Конечно же снег, но злая колдунья заколдовала все снежинки и они стали вот такими просто круглыми и некрасивыми. Помогите мне их расколдовать. Для этого помогите мне выполнить все задания колдуньи, а то я один никак не справлюсь. Если мы окажемся умнее колдуньи, то победим ее чары! Я желаю вам удачи! В добрый час! Ваш друг Снеговик.»
Воспитатель: Ну что, постараемся выполнить эти задания и помочь снеговику? А вот и задания. Как их много, как вы думаете сможем мы с ними справиться и расколдовать снежинки!
Дети: Да.
Воспитатель: Я тоже думаю, что сможем. Но для этого нужно быть очень внимательными, слушать задания и стараться выполнить их правильно и дружно.
Ответы детей.
Воспитатель: Итак 1 Задание «Отгадай загадку и опиши» (согласование слов)
На юг уж птицы улетели,
Пришли морозы и метели.
Стоят деревья в серебре,
Мы лепим крепость во дворе. (Зима)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а скажите какая она, зима?
Дети: холодная, снежная, скользкая, морозная, ветреная, веселая, белая
Воспитатель: А что еще зимой часто бывает?
Дети: снег
Воспитатель: А снег он какой?
Дети: Холодный, мокрый, колючий, пушистый, сверкающий
Воспитатель: Вот какая красивая зима у нас получилась. Молодцы, справились с заданием.
2 задание «Подели на слоги». Слушайте следующее задание. Вам нужно посмотреть на снеговика, во что он одет, как он выглядит, мы будем по очереди называть предметы его одежды или части тела и говорит сколько слогов в этих словах. Но сначала кто может сказать, а как же мы определяем сколько слогов в слове?
Дети: в слове столько слогов сколько гласных звуков мы слышим.
Воспитатель: Умнички, нам помогут хлопки, Первое слово я вам помогу разобрать. Смотрите какие красивые пуговицы у Снеговика, готовы, хлопаем ПУ-ГА-ВИ-ЦЫ, сколько слогов получилось? Правильно четыре. Кто готов дальше!
Дети: ответы. (шарф, ру-ки, но-ги, гу-бы, го-ло-ва, шап-ка и т. д)
Воспитатель: какие молодцы, все у вас получилось.
3 задание «Часто повторяющийся звук». Вам нужно внимательно послушать стихи и услышать какой же звук в этих стихах слышится чаще остальных. Но для начала давайте с вами вспомним, а есть ли отличия между звуками и буквами или они похожи. Или все-таки чем-то отличаются?
Дети: ответы
Воспитатель: Молодцы, вспомнили их отличия, а теперь ушки на макушке и слушайте внимательно:
В магазине Валеньке покупают валенки
Маленькие валенки до чего милы!
Но надела Валенька маленькие валенки
Оказались валенки на нее малы («В»)
***
Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, еж?
- Свежа!
И пошли домой дрожа, сгорбясь, съежась два ежа («Ж»)
***
Синий иней все покрыл –
Им морозец наследил.
Зимушка-зима пришла,
С собой иней принесла («И»)
***
Астры Ася очень любит
И выращивать их будет
А потом все астры Ася
Девочкам подарит в классе («А»)
Молодцы, как вы быстро справились с этим заданием и были очень внимательными.
4 задание «Составь предложение по картине»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску. (На доске картина «Зима»). Давайте с вами составим предложения по этой картине. Но предложения будут не простыми. Мы будем составлять предложения по схеме. Но для начала давайте вспомни что же такое предложение?
Дети: ответы
Воспитатель: Правильно – предложение это одно или несколько слов связанных по смыслу. Посмотрите на доску, я выставлю вам схему, а вы мне скажите правильно ли я сделала? (ставит первое слово в предложении в конец ___.)
Дети: ответы
Воспитатель: А сейчас? Давайте посмотрим сколько слов должно быть в предложении, если использовать вот эту схему? (___ .)
Дети: Два.
Воспитатель: Составьте по одному предложению по схеме опираясь на картинку. Например: «Наступила зима.»
Дети: ответы
Воспитатель: А теперь составьте предложение вот по такой схеме (___ __.)
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Вы правильно составили предложения по схемам и выполнили задание Колдуньи.
Воспитатель: Не устали? Устали, давайте отдохнём
Физкультминутка:
«Зимушка-зима»
Здравствуй Зимушка-зима! (Кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
5 задание «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ для слова – отгадки»
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку. А сейчас сделаем звуковой анализ слова «ЗИМА». Подходите к доске
- Посмотрите я под картинку поставлю звуковой домик, сколько звуков в слове «зима»?
-Какие звуки обозначаются синим цветом?
-Какие звуки обозначаются красным цветом?
- Сколько слогов в слове «ЗИМА»?
-Какого цвета первый квадрат? Итак, приступаем к звуковому анализу слова «ЗИМА». Тая будет разбирать возле доски, а вы за столами самостоятельно. (каждый выполняет и проверяем правильность).
Следующее задание. Перед вами две картинки и два звуковых домика, вам нужно посмотреть, что нарисовано на картинке и подобрать звуковой домик подходящий к названию. Понятно?
Например: слово «дом» сколько звуков мы слышим, три, значит под эту картинку мы положим звуковой домик с тремя окошками, а потом в окошки положим квадраты красного и синего цвета в нужном порядке и проверим правильно ли получилось.
Задание понятно? Приступайте.
Проверяем. Молодцы, и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Слушайте задание. 7 Задание «Где прячется звук?»
Отгадайте-ка, ребятки,
Мои трудные загадки.
А потом определите,
Где живет звук – расскажите.
Воспитатель: Мы с вами должны отгадать загадки Мудрой Совы и определить, где живет в этих отгадках звук: в начале, в середине или в конце слова. Готовы? Приступаем.
Воспитатель читает загадки. Дети отгадывают загадки.
В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села –
От тепла растаяла (Снежинка)
Воспитатель: Где в этом слове живет звук [и]?
Дети: В середине слова.
Воспитатель:
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали, и в миг
Получился (Снеговик)
Воспитатель: Где в этом слове живет звук [к]?
Дети: В конце слова.
Воспитатель:
Есть они у детворы,
Лихо мчат меня с горы!
И Егорку, и Оксанку
По дорожке катят. (Санки)
Воспитатель: Где в этом слове живет звук [а]?
Дети: В середине слова.
Воспитатель:
Ранним утром во дворе
Лед улегся на траве.
И весь луг стал темно-синий.
Серебром сверкает… (Иней)
Воспитатель: Где в этом слове живет звук [и]?
Дети: В начале слова и в середине.
Воспитатель: Молодцы, и с эти заданием вы все прекрасно справились.
Воспитатель: Молодцы, ребята Вы справились со всеми заданиями. Послушайте где-то что-то стучит, проверьте в раздевалке и в спальне (пока дети проверяют воспитатель достает Снежинку).
Смотрите, ребята, к нам в окно залетела вот такая красивая Снежинка. Это значит, что мы смогли победит злую волшебницу и расколдовать снежинки.
Рефлексия
Скажите, вам понравилось задания? Какое задание было, по-вашему, самым лёгким? А какое самым трудным?
Мы сегодня помогли Снеговику и выполнили все задания колдуньи и расколдовали все снежинки и теперь они снова красивые и будут радовать нас своими загадочными узорами.
Мне понравилось как вы отвечали, выполняли задания и отвечали, вы большие молодцы, вы были старательными и любознательными. Сейчас помогите мне все собрать и можете отдыхать.