Марина Жвакина
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР «Поможем Незнайке»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
* развивать фонематическое восприятие;
* закреплять образ букв;
* закреплять навыки звукового анализа слов;
* закреплять навыки слогового синтеза слов;
* закреплять навыки чтения;
* закреплять анализ и синтез словесного состава предложения;
* закреплять правила написания предложения;
* закрепить обобщающее понятие «школьные принадлежности»;
Коррекционно – развивающие:
* развивать оптический гнозис;
* развивать эмоционально - волевую сферу;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР „Поможем Незнайке“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
* развивать психические процессы (внимание, восприятие, память, мышление);
* развивать умение задавать вопросы;
Коррекционно – воспитательные:
* воспитывать положительную мотивацию к учебной деятельности;
* воспитывать умение слушать и слышать друг друга, работая в микрогруппах :
* формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
Оборудование:
запись письма от Незнайки, музыкальные записи, картинки гор, моря; картинки для слоговой цепочки: карандаш, шапка, ананас, собака, альбом, мост; демонстрационный материал с наложенными друг на друга буквами;магнитные буквы; 5-6 картинок для игры «Ловим звуки»; демонстрационный материал со слогами для составления слов; карточки для чтения слов по недописанным буквам, по буквам, среди других знаков, по буквам разной величины, по первым звукам названий картинок; карточки со словами для составления предложения «На уроке нужна тишина», макет носа корабля, цветочные украшения, «Собиратор», угощение для детей.
Ход НОД.
Организационный момент.
- Ребята, к нам пришло электронное сообщение из Цветочного города от Незнайки. Он, как и вы собирается в этом году в школу. Послушайте, что же с ним произошло.
Электронное сообщение: «Привет, ребята! Когда Знайка узнал, что я собираюсь в школу, он подарил мне книжку, без которой нельзя учиться
в 1-м классе. И можете себе представить, на нее упал Лунный камень и вся книжка рассыпалась на кусочки! А я даже ее название не успел прочитать и у Знайки не спросить – он уехал в научную экспедицию. Как же я теперь пойду в школу! Хорошо еще, что Самоделкин изобрел прибор –«Собиратор», который собрал все, что пострадало от Лунного камня. Мне хотя бы обложку этой книжки собрать, чтобы знать как она называется! Но чтобы достать из «Собиратора» части обложки, нужно задания выполнить. А я не знаю как их выполнять. Помогите мне, ребята!»
- Ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда нам надо отправляться в Цветочный город. А полетим мы туда на ковре-самолете.
Закрыли глаза, завели мотор и полетели! (играет музыка). Попробуйте представить, над чем мы пролетаем.
Определение позиции звука в слове.
- Прилетели. Посмотрите- ка, ребята, перед нами горы! Мы можем безопасно перейти через них, если будем идти как альпинисты, по цепочке, которую нельзя прерывать. Вам надо найти свое место в цепочке: каждое следующее слово цепочки начинается с того звука, которым заканчивается предыдущее слово (логопед раздает детям картинки). Дети размещают картинки на изображении горы.
Закрепление образа букв. Развитие оптическогогнозиса.
- Ну вот, перебрались через горы, и перед нами открылись морские просторы, а Цветочный город на том берегу моря. Добираться туда мы будем на пароходе. Но попасть на пароход можно не по билетам, а по буквам. Давайте вспомним, что же такое буква?
Вот тут все буквы запутаны, их надо распутать (ищут изображение буквы среди наложенных друг на друга букв и получают магнитную букву – билет)
Звуковой анализ слов.
- Ребята, на теплоходе мы будем плыть очень долго и чтобы нам не было скучно, поиграем с вами в игру «Ловим звуки» (загадывают друг другу одну из картинок с помощью пальцев, которые обозначают гласные и согласные звуки).
Релаксация.
Ребята, пока мы играли, наступил вечер и нам пора спать. Ложитесь на ковер на спинку, закройте глазки и расслабьте ручки, ножки, послушайте шум волны, крик чаек (звучит фонограмма).
- Вот уже и утро, вставайте, ребята. Мы приплыли в цветочный город. Тут Незнайка для нас приготовил и «Собиратор», и задания к нему.
Слоговой синтез слов.
Задание 1. К этому заданию такой вопрос: что можно составить из частей-слогов?
Вам нужно соединить слоги, чтобы получились слова (дети выполняют это задание, разделившись на две группы).
Дети называют слово, составленное из слогов, логопед показывает картинку к нему.
- Молодцы, ребята, все сделали правильно, значит, мы сможем достать из «Собиратора» часть обложки.
Чтение слов. Развитие оптического гнозиса. Развитие фонетического восприятия.
Задание 2. Найди шифр и прочитай слова («ручка» – по недописанным буквам, «пенал» – среди других знаков, «тетрадь» – по высоте букв, «дневник» - по первым звукам слов).
Вспомните все слова, которые вы прочитали. Как можно назвать их одним понятием? (школьные принадлежности) Все эти предметы обязательно пригодятся Незнайке в школе.
Логопед достает из «Собиратора» вторую часть обложки.
Анализ и синтез предложения.
Задание 3. К этому заданию вопрос: что можно составить из слов?
Составьте из слов предложение - совет для Незнайки, будущего ученика (логопед раздает слова на карточках, дети составляют предложение «На уроке нужна тишина.»).Остальные дети составляют схему предложения.
Если предложение составлено неверно, то из «Собиратора» не появляется часть обложки. Дети исправляют ошибки.
Когда все части обложки собраны, дети складывают из частей целую обложку и читают название книги – букварь.
- Ребята, у меня есть такая книга. Давайте подарим ее Незнайке.
А теперь, нам пора обратно в детский сад. И полетим мы на ковре-самолете. Дети садятся на ковер, закрывают глаза, заводят мотор (звучит музыка).
Итог.
- Вот мы с вами в родном детском саду. Посмотрите, Незнайка прислал нам угощение. Я думаю, он очень вам благодарен.
- Ребята, понравилось вам путешествие? Какие задания были самые трудные? Какие самые интересные?