Сидорова Юля Ильинична
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки «[Б-][Б’]», «[П]-[П’]». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звуки «Б-БЬ», «П-Пь». Буквы «Б», «П». Чтение слогов, слов, предложений.
Цель: Способствовать развитию звуко-буквенного анализа, формировать звуковую аналитико- синтетическую активность.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Звуки „[Б-][Б’]“, „[П]-[П’]“, Буквы „Б“, „П“, Чтение слогов, слов“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
• Познакомить со звуками «Б-П» как звонкими и глухими согласными.
• Познакомить с буквами «Б», «П» и звуками «Б-БЬ», «П-Пь».
• Вырабатывать умение писать печатными буквами «Б-П», а также читать слоги «Б»+10 гласных, «П»+10 гласных.
• Совершенствовать навыки чтения слов и предложений.
Развивающие:
• Развивать внимание, логическое мышление.
• развитие компонентов речевой деятельности:
фонематических процессов;
речевого дыхания;
словарного запаса;
связной речи.
Воспитательные:
• Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Интегрируемые образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Форма деятельности: Совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Оборудование: собачка- игрушка на руку, веревочки; картинки с изображением букв [П] и [Б], тетради.
Ход НОД:
Введение в тему (проблемная ситуация) :
В гости приходит собака (игрушка на руку) (воспитатель произносит звук Б утрированно.) :
- Бривет, ребята! Я Булька! Божалуйста, бомагите мне! Я всем рассказываю, что люблю угощать друзей вкусными бомидорами, люблю бегать по лугу за разноцветными папочками и живу в замечательной путке. … Но никто не бонимает меня!
- Что же будем делать ребята? Вы догадались, почему Бульку не понимают?
Воспитатель выслушивает предположения детей. Помогает прийти к выводу, что пес неправильно произносит звук [П]. Подводит к тому, что гостю нужно помочь научиться различать звуки [Б]-[П].
- Оставайся Булька с нами, попробуем помочь твоей беде.
2. Произнесение, характеристика, сопоставление звуков :
- Ребята, давайте расскажем Бульке о звуках [Б] и [П]. Какие они?
- Звуки согласные, твердые.
Булька: «Знаю, знаю! Я так и говорю! Они одинаковые!»
-Ребята, как вы думаете, щенок прав? (ответы детей) - Скажите какой звук [Б] (звук [Б] – согласный, твердый, звонкий) - А звук [П] (звук [П] – согласный, твердый, глухой) - Чем отличается звук [Б] от звука [П] (звук [П] глухой, а звук [Б] -звонкий).
Определение глухости, звонкости с применением тактильно-вибрационного контроля.
3. Различение звуков [П] - [Б]
- А сейчас поиграем с вами в такую игру. Я буду произносить слоги и слова со звуками [П] и [Б], а вы должны хлопнуть в ладоши, если слышат звук [П] и не хлопаете, если звук [Б]. Будьте очень внимательны.
1) па, ба, бу, пы, по, бо, пи, пу, бе, би, па…
2) бабушка, пар, барабан, пыль, пух, болото, пылесос, …
4. Выкладывание букв [П] – [Б] из веревочки.
5. Тетрадь Е. В. Колесниковой «От А до Я».
Игра «Загадки и отгадки».
Отгадать загадки, найти картинки- отгадки и обвести их.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Он с хвостом резиновым,
С желудком парусиновыми.
Как загудит его мотор,
Глотает он пыль, и сор. (Пылесос)
Назвать предметы, которые обвели. (Бабочка, пылесос)
Назвать первый звук в слове бабочка. (Б)
Назвать первый звук в слове пылесос. (П)
Провести сравнительный анализ звуков «Б-П».
Игра «Слоговые домики»
Буква «Б» написана в левом уголке, а в правом- ее шуточное изображение.
Прочитайте стихотворение И. Блюмкина.
Надвинув кепку, выпятив живот,
Вот буква Б за буквой А идет.
Написать в слоговом домике букву «Б» сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Прочитать слоги в слоговом домике.
Одинаково ли произносится «Б» в прочитанных слогах? (Нет, с гласными «А», «О», «У», «Ы», «Э») произносится как «Б», а с гласными «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И»- как «БЬ»).
Прочитать только те слоги, в которых произносится звук «Б». (БА, БУ, БО, БЫ, БЭ)
Прочитайте слоги, в которых произносится звук «БЬ». (БЯ, БЕ, БЁ, БЮ, БИ.)
Буква «П» написана в левом уголке, а в правом- ее шуточное изображение.
Прочитайте стихотворение И. Блюмкина.
Лишь началась игра в футбол,
Как в букву П забили гол.
Написать в слоговом домике букву «П» сначала по точкам, а потом самостоятельно.
Прочитать слоги в слоговом домике.
Одинаково ли произносится «П» в прочитанных слогах? (Нет, с гласными «А», «О», «У», «Ы», «Э») произносится как «П», а с гласными «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И»- как «ПЬ»).
Физкультминутка – Игра «Буратино»
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Три нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
Игра «Соедини правильно»
Прочитать предложение. (Белые бараны били в барабаны.)
Назвать слова со звуком «Б». (Бараны, барабаны)
Назвать слова со звуком «БЬ». (Белые, били)
Соединить квадраты с буквой «Б» соответственно их звуковой характеристике в словах. («БЬ»- с зеленым квадратом, слова били, белые; «Б» -с синим квадратом, слова бараны, барабаны –два звука «Б»)
Игра «Буквы рассыпались»
Дописать предложение, в последнем слове буквы перепутались и лежат в корзине.
Прочитать предложение. (Петя собирает грибы.)
Провести фонематический разбор слов в предложении.
Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
6. Итог. Щенок благодарит детей за помощь и прощается с ними.
«Кто приходил к нам в гости?»
«Что позволило нам помочь Булеке?»
«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»
«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
Вы все сегодня Молодцы.