Ирина Нестерова
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе
Цель: активизация мыслительной деятельности, закрепление навыков звукового анализа, обучение к чтению.
Задачи:
Образовательные:
• упражнять в составлении слова из первых звуков, обозначающих предметы, изображённые на картинках;
• продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с использованием моделирования, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать, определять первый звук и его позицию в слове, делить слова на слоги;
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе „Зимушка-зима в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по обучению грамоте
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• продолжать учить составлять простые предложения с заданным словом, согласно схеме предложения.
Развивающие:
• развивать звуковую культуру речи;
• развивать мелкую моторику;
• развивать внимание, память, мышление.
Воспитательные:
• воспитывать любовь к природе;
• воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми картин о зиме, наблюдения на прогулке, составление описательных рассказов, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность по данной теме.
Методы: словесный, игровой, наглядный, практический.
Оборудование и материал:
Демонстрационный: «снежный ком», снежинка, письмо с заданиями-снежинками, магнитная доска, мольберт, модели для звукового анализа и работы с предложением, карточки с изображениями зонта, иглы, мышки, аиста, снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей,
Раздаточный: схемы и модели для звукового анализа, маленькие снежинки, листочки с изображениями снежинок, карандаши (простой, красный, синий, зеленый, су-джок, конверт с карточками написанных слов, разрезанные картинки.
Ход НОД:
Орг. момент:
Эмоциональный настрой.
Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся. А как еще можно поздороваться? (Здравствуйте! Доброе утро)
Игра «Снежный ком».
Посмотрите, какой красивый снежный ком. Мы будем его передавать друг другу и говорить такие слова: «Ты катись, комочек снежный по рукам, по рукам! У кого комок остался, улыбнется всем
друзьям!» Давайте повторим эти слова все вместе (повторили). Начинаем игру! (хвалим того, кто улыбается). Посмотрите друг на друга! У всех веселые улыбки и хорошее настроение! Они нам сегодня очень пригодятся! Садитесь на стулья.
• Мотивация к предстоящей деятельности: (воспитатель обращает внимание детей на снежинку, которая лежит на подоконнике).
Ребята, вот чудеса, сама снежинка к нам пожаловала в гости? Давайте рассмотрим ее. Есть еще какой-то странный конверт, на нём ничего не написано (на конверте нарисованы снежинки).
От кого интересно может быть это письмо? Как вы думаете? (ответы детей). Давайте откроем конверт и посмотрим, что там (воспитатель открывает конверт, в конверте лежит письмо и снежинки).
Пора заданья вам давать, друзья,
Вам без меня прожить нельзя.
Как на санях не покататься?
Как не слепить снеговика?
Ну как, ребята, вам остаться
Без снежной горки, без катка?»
Ребята, догадались от кого это письмо? (от Зимы). Верно! От Зимушки-Зимы. Согласны выполнить ее задания? (Да)
А задания вот на этих волшебных снежинках. На них буквы. Если выполним все задания, то сможем прочитать зашифрованное слово. Готовы?
Основная часть:
Артикуляционная гимнастика:
Но прежде чем приступить к выполнению заданий, немного разомнемся:
Ма – ма – ма наступила зима.
Ме – ме – ме рады мы зиме.
Ду – ду – ду в зимний лес иду.
Та – та – та кругом красота.
Сы – сы – сы мерзнут носы.
Итак, первое задание «Расшифруй слово».
На доске зашифровано слово. Нужно его расшифровать по первым буквам. Итак, какое слово получилось? (Зима).
Все дети работают с раздаточным материалом за столами (карандашом записывают получившееся слово, а один ребенок у доски.
Все справились? А вот и первая снежинка. Открывается буква М.
Давайте сделаем звуковой анализ слова ЗИМА. Давайте произнесём слово ЗИМА вместе, выделяя каждый звук. Сколько всего звуков в слове “зима”?
Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберёт слово “зима” на своих столах с помощью фишек.
Чтобы правильно сделать анализ, давайте вспомним, каким цветом мы обозначим гласные звуки, твердые согласные, мягкие согласные.
Все дети работают с раздаточным материалом за столами, а один ребенок у доски.
Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику. Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это мягкий согласный? Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему? Что вы можете сказать о третьем звуке? Какой четвёртый звук? Дайте ему характеристику?
Сколько согласных звуков в слове? гласных звуков?
Разделите это слово на слоги. Сколько слогов в слове «Зима»? (два). Почему в этом слове два слога? («Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов»). Выделите голосом ударный слог в этом слове. Позовем все вместе зиму. На какой слог падает ударение? (мА). На какой звук во втором слоге падает ударение? (на звук «а»). Почему? (Ударение может падать только на гласные звуки).
А вот и вторая снежинка. Открывается буква О.
Физминутка «Зимушка-зима!».
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Игра «Доскажи словечко».
Зимой все покрыто белым пушистым снегом. А давайте поиграем с этим словом. Ребята, я вам сейчас буду читать стихотворение, а вы добавлять слова, связанные со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю … снег.
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые … снежинки.
Словно в белый пуховик
Нарядился … снеговик.
Рядом — снежная фигурка —
Это девочка-… снегурка.
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой …снегири!
Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежная, снегопад, снеговик, снегурка, снегири).
На мольберт выставляются на мольберт карточки с изображениями: снега, снежинок, снеговика, снегурочки, снегирей.
Посмотрите на карточки и назовите слова, в которых есть звук [с]. (Снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снегири.) Где в этих словах находится звук [с]? (В начале слова.) Назовите слова, в которых три слога. (Ответы детей.) Давайте проверим. (Дети вместе с воспитателем «прохлопывают» названные слова).
Игра «Раздели слова на слоги».
А посмотрите, какие красивые снежинки прилетели и к вам на стол. Это волшебные снежинки. Я назову какое-нибудь слово, а вы сложите его из них. Сколько слогов, столько и снежинок (мороз, лыжи, ком, лед, сугроб).
Открываются 2 буквы Л, О.
Физминутка «Зимние забавы».
Что зимой мы любим делать? (Дети катают Су – Джок между ладонями.)
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься, вниз с горы на санках мчаться. (Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная с мизинца правой руки.)
Ребята, давайте придумаем предложение со словом – снег, согласно схеме. Ребята, сколько слов будет в ваших предложениях? (Два).
Дети составляют предложения из двух слов.
Ребята, а теперь давайте предложения усложним, составим из трёх слов.
Ребята, глядя на схему предложения, вспомните какие правила о предложении вы знаете? (Каждое предложение начинается с большой буквы. В конце предложения ставится точка).
А теперь поработаем в группах. Каждой группе даю конверт с карточками написанных слов. Вы должны собрать предложение из слов и прочитать его.
1. Дети лепят снеговика.
2. Дети катаются на санках.
Дети выкладывают предложение и читают его.
Чудеса может делать не только зима, но и мы с вами. Давайте оживим наши предложения. Сделаем к каждому предложению картинку
Каждой команде раздается разрезанная картинка и дети должны собрать ее под предложением.
За то, что справились с заданием, получите еще снежинку. Открывается 2 буквы Д, Ц.
Графическое упражнение «Снежинки».
Ну и последнее задание: у вас на столе лежат листочки с изображениями снежинок. Вам необходимо аккуратно их обвести по точкам простым карандашом. Как много замечательных снежинок у нас получилось!
Открывается буква Ы.
Итак, какое слово получилось? (Молодцы).
Итог занятия:
А наше занятие подошло к концу. Какие задания вам показались самыми интересными? Какие задания у вас вызвали затруднения?
Рефлексия «Снежинки» : А теперь оцените свою работу. Возьмите свою снежинку. И раскрасьте ее таким образом:
красным – работал активно, все получилось;
синим – работал хорошо, но обращался за помощью;
зеленым – было трудно.
Спасибо всем за работу!