МААМ-картинки

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружковой работы «Озорные ложкари»

Якунина Ольга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружковой работы «Озорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы

Департамент образования Администрации г. Дзержинска

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 126»

МБДОУ «Детский сад № 126»

Принята на заседании

Педагогического совета

от 23.03.2021 года

протокол № 5 Утверждена:

приказом

МБДОУ «Детский сад № 126»

от 24.03.2021 года № 67

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа кружковой работы

«ОЗОРНЫЕ ЛОЖКАРИ»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы: 6 мес.

Автор-составитель:

Якунина Ольга Григорьевна

Музыкальный руководитель

Дзержинск

2021 год

Направленность. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.

Актуальность

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь», и ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на музыкальных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудили меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Озорные ложкари».

Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Кроме этого, игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы программы.

Всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей.

Доступности понимания и исполнения народной музыки различных жанров;

Предоставления возможности творческого самовыражения, самореализации и инициативности.

Новизна и отличительная особенность программы.

Новизной и отличительной особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному.

Адресат программы.

Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена на обучение детей приёмам игры на ложках. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождении культурных ценностей, развитию творческих способностей.

Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально – художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребенка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребенка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).

Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнять музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.

Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяет формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.

Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем – слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольников.

Объём и срок освоения программы.

Обучение по Программе рассчитано на 6 месяцев, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы.

Программа состоит из 25 занятий. Время проведения 1 учебный год с октября по март. Занятия проводятся с группой детей 8 человек, 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.

Данная программа рассчитана на обучения детей 6 – 7 лет

Форма обучения – очная.

Оследующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через использование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.

1.2. Цель и задачи реализации программы.

Цель - обогащение духовной культуры детей через приобщение к игре на русских народных инструментах.

Задачи:

Развивающие:

Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память.

Развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа.

Развивать внимательность, усидчивость, старательность при достижении результата в игре.

Области: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое

Образовательные:

Расширять и обогащать знания детей о народной культуре (о быте, костюме, ремесле, музыкальных инструментах, художественных промыслах, традициях, праздниках).

Формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах.

Формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;

Познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности.

Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».

развитие».

Воспитательные:

Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

Воспитывать доброжелательное отношение к участникам ансамбля, ответственность за исполнение;

Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям своей страны, края, прививать им интерес к прошлому старшего поколения;

Области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: познакомить с приёмом игры «Большое коленце»

Задачи: развивать умение исполнять ритмические комбинации с помощью приёма «Большое коленце» Формировать слуховое внимание к собственному исполнению. Следить за ритмичностью и ровным звучанием ложек Способ игры на спаренных ложках: «большое коленце» - на «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок», на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони («потолок»). На «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони, на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони и т. д. Ритмический рисунок «большого коленца» может быть разным.

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническая база соответствует требованиям:

- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13)

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);

- правилам пожарной безопасности;

- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;

- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей.

Музыкальный зал расположен на втором этаже. В нём имеется:

2.3. Формы аттестации

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздники (Осенины, Жаворонки, развлечения и досуги (День пожилого человека, участие в смотрах, конкурсах

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

2.4. Оценочные материалы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей

Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Показатели оценки индивидуального развития детей

на начало учебного года:

- Умение импровизировать.

- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.

-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.

-Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.

-Умение слаженно играть в ансамбле.

-Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки, хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию.

-Уметь сочетать движения рук и ног.

-Оказывать помощь сверстникам.

-Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.

-С желанием участвовать в любом виде деятельности.

-Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.

К концу учебного года:

-Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.

-Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения.

- Держать ложки одинаково на одном уровне.

- Знать приемы игры на двух ложках.

- Знать и уметь объяснить что такое «средства музыкальной выразительности» (лад, темп, ритм, динамика)

Критерии оценки уровня усвоения программы.

Уровень – ниже среднего.

Восприятие: Ребенок не проявляет интереса к музыке, может дать односложную характеристику произведению; не желает самовыражаться через импровизацию.

Игра на ложках: не всегда правильно применяет навыки игры, не правильная постановка рук, не может самостоятельно сыграть простые ритмические рисунки.

Ритм: слабо выдерживает заданный ритм, не может самостоятельно выложить ритмическую формулу на доске.

Творческая активность: Испытывает затруднения в решении творческих задач,

импровизациях.

Уровень – средний.

Восприятие: Ребенок охотно знакомится с новыми произведениями, различает

жанры, форму, тембры, нюансы; владеет музыкальными терминами.

Игра на ложках: музицирует с желанием, владеет правильной посадкой и постановкой рук, владеет навыками игры, умеет самостоятельно исполнять простые ритмические рисунки.

Ритм: хорошо выражено чувство ритма, выкладывает заданный ритм с паузами на доске.

Творческая активность: ребенок не всегда готов к импровизации, не всегда активен, но уверенно исполняет музыкальные произведения в коллективе.

Уровень – высокий.

Восприятие: ребенок проявляет стойкий интерес к музыкальному искусству, эмоционально сопереживает настроению, характеру музыки, смело выражает свои чувства в словах и в движении.

Игра на ложках: владеет правильной посадкой и постановкой рук, может исполнить любую партию в знакомом произведении, может придумать ритмический рисунок самостоятельно, готов быть солистом.

Ритм: ребенок легко воспроизводит заданный и придуманный ритмический рисунок, как в исполнении, так и на доске.

Творческая активность: обладает фантазией, воображением, умением импровизировать, готов к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.

Методические материалы

2.5. Особенности организации образовательного процесса.

Возраст детей, занимающихся в ансамбле «Озорные ложкари» составляет 6-7 лет (дети подготовительной группы). Программа рассчитана на 1 год. Проводится 24 занятия в год, 2 раза в неделю по расписанию. Продолжительность занятия 30 минут. Количественный состав ансамбля 10-12 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Методы обучения:

- Объяснительно-иллюстративный

(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).

- Репродуктивный

(разучивание, закрепление материала).

- Исследовательский

(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).

- Метод побуждения к сопереживанию

(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).

- Метод поисковых ситуаций

(побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Принципы построения педагогического процесса:

- Принцип фасцинации ;

- Творческой направленности;

- Игрового познания;

- Максимальной самореализации.

Формы организации образовательного процесса

Программное содержание дополнительной общеразвивающей программы «На пороге школы», реализуется на основе использования следующей формы организации образовательного процесса – малые группы до 15 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.

Формы организации занятий.

Музыкальное занятие является основной формой работы с детьми по программе «Озорные ложкари». Программа реализуется на основе музыкальных занятий тематического, доминантного и интегрированного типа.

Формами организации занятий являются:

- беседы с использованием наглядного материала (слушание русских народных песен, пр ибауток, сказок;

рассматривание подлинных народных инструментов, иллюстраций;

просмотр презентаций и видеофильмов о народной культуре)

- посещение «Музея музыкальных инструментов»,

- дидактические игры на развитие чувства ритма, закрепления музыкальных средств выразительности с помощью разных приёмов игры,

- игровые ситуации для создания эмоционального комфорта, стремления к совершенствованию качественного исполнения.

Музыкальная деятельность детей во время занятий подразумевается как активная (исполнительская, аналитическая) так и пассивная (слушание и восприятие). Учитывая возрастные особенности детей, музыкальное занятие по программе «Озорные ложкари» строится по такому же принципу, что и музыкальное занятие ООП ДОУ:

Беседа, слушание музыки (активное или пассивное)

Упражнение (объяснение приёма игры, наглядный показ, освоение приёма игры через исполнительскую деятельность).

Дидактическая игра

Работа с музыкальным материалом на закрепление приёма игры.

Исполнительская деятельность, включающая музыкально-ритмические движения.

Рефлексия.

Итоговой формой организации музыкальных занятий являются публичные выступления детей на праздниках, развлечениях и конкурсах, фотовыставки.

Педагогические технологии:

Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:

1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;.

2. Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через чередование разных видов музыкальной деятельности (активных и пассивных) использование пальчиковых игр, и музыкально-ритмические движения.

3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание игровых ситуаций с элементами самооценки, и оценки друг друга.

4. Информационно-коммуникационная технология, которая применяется:

при подготовке и проведении занятий;

подбор дополнительного познавательного материала;

обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

оформление документации, отчётов;

создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми.

2.6. Психолого-педагогические условия программы.

Реализация Программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:

1. Взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и навыков.

2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

3. Формирование готовности к публичному выступлению как важнейшего фактора развития ребенка.

4. Создание развивающего образовательного пространства, способствующего физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности.

6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.

Формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.

2.7. Структура программы

Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:

1 ступень – подготовительный этап

Цель: Приобретение начального музыкального опыта.

Задачи:

- Познакомить с деревянными ложками

- Подготовить исполнительский аппарат: постановка корпуса, рук.

- Научить держать 2 ложки в одной руке и извлекать звук.

- Познакомить с простейшими приёмами звукоизвлечения.

2 ступень – основной этап

Цель: Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа

Задачи:

- Знакомить с музыкальной культурой русского народа. - Развивать музыкальные способности: музыкальное мышление, память, чувство ритма и координацию движений.

- Познакомить с остальными приёмами звукоизвлечения, указанными в учебном плане.

- Формировать начальные навыки слаженной игры в ансамбле.

3 ступень – заключительный этап

Цель: Расширять представление детей о музыкальной культуре русского народа.

Задачи:

- Обогащать музыкальные впечатления детей средствами русского народного музыкального фольклора.

- Продолжать развивать музыкальные способности.

- Совершенствовать технику исполнения разных приёмов игры на ложках.

- Совершенствовать навык слаженной игры в ансамбле.

- Развивать умение эмоционально исполнять музыкальное произведение.

2.8. Алгоритм учебного занятия.

1 этап. Анализ предыдущего занятия, поиск ответов на следующие вопросы.

- Достигло ли занятие поставленной цели?

- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно реализовано содержание?

- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?

- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины?

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?

2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего занятия:

- Определение места данного занятия в системе тем, в логике процесса обучения.

- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.

- Обозначение задач занятия.

- Определение формы организации занятия, если в этом есть необходимость.

- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.

- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап. Обеспечение содержания занятия.

- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).

- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.

- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т. д.

4 этап. Проведение занятия (Алгоритм занятия)

-Пальчиковые игры;

-Дидактические игры на развитие чувства ритма

-Знакомство с наглядными пособиями, объяснение новых приёмов игры на ложках

-Практическое ознакомление с приёмами игры на ложках

-Повторение изученных приёмов игры

-Разучивание музыкального произведения для игры в ансамбле ложкарей.

-Динамическая пауза

-Устное закрепление названий изученных приёмов игры, определение формы музыкального произведения, которое использовалось на занятии.

2.9. Дидактические материалы

На протяжении всех занятий с детьми используются дидактический материал:

1. Е. А. Судакова «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.

2. В. Жилин «Русские народные песни и танцы.» «Типография Автограф», Челябинск, 2004

3. В. Жилин, О. Леонтьева «Карл Орф. Музыка для детей. Русская версия. Том 1.», MPI, Челябинск, 2008

4. О. А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников», «Учитель», Волгоград, 2010

5. О. Н. Зотова «Активизация процесса песенно-инструментального творчества в детском саду», Нижегородский институт развития образования, Дзержинское музыкальное училище, Нижний Новгород, 1993

6. Г. Науменко «Жаворонушки» вып. 5, М, «Советский композитор», 1988

7. DVD «Шумовые и духовые русские народные инструменты»

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Автомодельный спорт» для обучающихся 10–16 лет Пояснительная записка - направленность программы: физкультурно-спортивная Моделизм спортивный – это конструирование и постройка действующих.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитнес кидс» «Fitness kids» 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружковой работы «Озорные ложкари»
Опубликовано: 19 декабря 2024 в 20:50
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружковой работы «Озорные ложкари»» (включая файлы) размещена пользователем Якунина Ольга (УИ 1380231) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД