Якунина Ольга
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружковой работы «Озорные ложкари»
▼ Скачать + Заказать документы
Департамент образования Администрации г. Дзержинска
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 126»
МБДОУ «Детский сад № 126»
Принята на заседании
Педагогического совета
от 23.03.2021 года
протокол № 5 Утверждена:
приказом
МБДОУ «Детский сад № 126»
от 24.03.2021 года № 67
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа кружковой работы
«ОЗОРНЫЕ ЛОЖКАРИ»
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Срок реализации программы: 6 мес.
Автор-составитель:
Якунина Ольга Григорьевна
Музыкальный руководитель
Дзержинск
2021 год
Направленность. Данная программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность
Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной. К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации и коммерциализации. Ребенок начинает принимать за музыку произведения народных исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, избитыми ритмами. Его уже в раннем возрасте программируют на одностороннее, упрощенное миросозерцание. Избежать этой ситуации можно, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительство на народных инструментах. Входя в мир народной музыки и инструментов, ребенок подсознательно ощутит в себе «зов предков». Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии «пронизывают его насквозь», и ребенок осознает себя неотъемлемой частью своего общества, своей культуры.
Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на музыкальных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудили меня организовать в детском саду ансамбль русских народных инструментов «Озорные ложкари».
Игра в ансамбле ложкарей вносит разнообразие в музыкальное воспитание, помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к коллективному музицированию, стимулирует творческую инициативу. Кроме этого, игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакций, а также тонкой моторики при музицировании. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.
Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них в ансамбле принесет детям радость, создаст предпосылки для дальнейших занятий музыкой, сформирует интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Принципы программы.
Всестороннего развития ребенка с учетом его индивидуальных способностей.
Доступности понимания и исполнения народной музыки различных жанров;
Предоставления возможности творческого самовыражения, самореализации и инициативности.
Новизна и отличительная особенность программы.
Новизной и отличительной особенностью данной программы является усовершенствование и комбинирование отечественных традиций и современных технологий в процессе обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах при соблюдении главного общедидактического принципа: от простого - к сложному.
Адресат программы.
Программа разработана с учетом возрастных, психологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста и направлена на обучение детей приёмам игры на ложках. Игра на ложках доступна детям, так как способы и приемы игры на них просты. Детский ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию русской культуры, возрождении культурных ценностей, развитию творческих способностей.
Фольклор – одно из действенных методов воспитания, таящее в себе огромные дидактические возможности. Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу и великодушие к природе.
Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально – художественной деятельности. В этот период у них качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения еще более координированными, увеличивается объем внимания и памяти, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.
В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребенка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребенка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
На седьмом году жизни ребенок имеет более широкий кругозор достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования. Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в таких специальных музыкальных способностях, как ладовое чувство (эмоциональный компонент слуха) и чувство ритма (эмоциональная способность).
Ребенку седьмого года жизни свойственны эмоциональный подъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детского оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнять музыкальное произведение показывает, что главным для него становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направленность на результат, на создание понятного и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельствует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством.
Закономерности и особенности развития психических процессов старшего дошкольника позволяет формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Ребенок не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения с музыкой.
Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем – слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с детьми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольников.
Объём и срок освоения программы.
Обучение по Программе рассчитано на 6 месяцев, содержание разработано с учетом особенностей и возможностей воспитанников подготовительной группы.
Программа состоит из 25 занятий. Время проведения 1 учебный год с октября по март. Занятия проводятся с группой детей 8 человек, 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут.
Данная программа рассчитана на обучения детей 6 – 7 лет
Форма обучения – очная.
Оследующем: в течение обучения дети усваивают материал от простого к сложному, через использование простых произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий, игровых, песенных припевов. И как итог, закрепление пройденного материала – праздники, развлечения, театрализованные представления для детей и взрослых, с участием родителей.
1.2. Цель и задачи реализации программы.
Цель - обогащение духовной культуры детей через приобщение к игре на русских народных инструментах.
Задачи:
Развивающие:
Развивать ритмический и интонационный слух, музыкальную память.
Развивать способность к элементарной импровизации, представление об ускорении и замедлении темпа.
Развивать внимательность, усидчивость, старательность при достижении результата в игре.
Области: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
Образовательные:
Расширять и обогащать знания детей о народной культуре (о быте, костюме, ремесле, музыкальных инструментах, художественных промыслах, традициях, праздниках).
Формировать основы техники игры на ложках и других народных инструментах.
Формировать умение детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;
Познакомить с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности.
Области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
развитие».
Воспитательные:
Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;
Воспитывать доброжелательное отношение к участникам ансамбля, ответственность за исполнение;
Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям своей страны, края, прививать им интерес к прошлому старшего поколения;
Области: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: познакомить с приёмом игры «Большое коленце»
Задачи: развивать умение исполнять ритмические комбинации с помощью приёма «Большое коленце» Формировать слуховое внимание к собственному исполнению. Следить за ритмичностью и ровным звучанием ложек Способ игры на спаренных ложках: «большое коленце» - на «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони (рука согнута в локте на уровне пояса, ладонь «смотрит» вниз – «потолок», на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони («потолок»). На «раз-и» - удар по правому колену, на «два» - удар по правому колену, на «и» - удар по ладони, на «три-и» - удар по левому колену, на «четыре» - удар по левому колену, на «и» - удар по ладони и т. д. Ритмический рисунок «большого коленца» может быть разным.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническая база соответствует требованиям:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13)
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный N 28564);
- правилам пожарной безопасности;
- охране здоровья воспитанников и охране труда работников ДОУ;
- средства обучения и воспитания соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям развития детей.
Музыкальный зал расположен на втором этаже. В нём имеется:
2.3. Формы аттестации
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу, фольклорные праздники (Осенины, Жаворонки, развлечения и досуги (День пожилого человека, участие в смотрах, конкурсах
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
2.4. Оценочные материалы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности, динамики его образовательных достижений - оценка индивидуального развития детей
Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Показатели оценки индивидуального развития детей
на начало учебного года:
- Умение импровизировать.
- Владеть навыками передачи эмоционально-образного содержания песни.
-Уметь применить речевые фольклорные обороты в быту.
-Слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок.
-Умение слаженно играть в ансамбле.
-Знать название инструментов (треугольник, дудочка, гармонь, гусли, трещётки, шумелки, хлопушки, свистульки, балалайка) и различать их по звучанию.
-Уметь сочетать движения рук и ног.
-Оказывать помощь сверстникам.
-Проявлять самостоятельность и доброжелательность в играх со сверстниками.
-С желанием участвовать в любом виде деятельности.
-Знать традиции и обычаи Родного края, понимать смысл народных праздников, уметь рассказать об этом.
К концу учебного года:
-Знать приемы игры на двух ложках и уметь ритмично воспроизвести знакомую попевку.
-Уметь играть в одном темпе, одновременно начинать и заканчивать муз. произведения.
- Держать ложки одинаково на одном уровне.
- Знать приемы игры на двух ложках.
- Знать и уметь объяснить что такое «средства музыкальной выразительности» (лад, темп, ритм, динамика)
Критерии оценки уровня усвоения программы.
Уровень – ниже среднего.
Восприятие: Ребенок не проявляет интереса к музыке, может дать односложную характеристику произведению; не желает самовыражаться через импровизацию.
Игра на ложках: не всегда правильно применяет навыки игры, не правильная постановка рук, не может самостоятельно сыграть простые ритмические рисунки.
Ритм: слабо выдерживает заданный ритм, не может самостоятельно выложить ритмическую формулу на доске.
Творческая активность: Испытывает затруднения в решении творческих задач,
импровизациях.
Уровень – средний.
Восприятие: Ребенок охотно знакомится с новыми произведениями, различает
жанры, форму, тембры, нюансы; владеет музыкальными терминами.
Игра на ложках: музицирует с желанием, владеет правильной посадкой и постановкой рук, владеет навыками игры, умеет самостоятельно исполнять простые ритмические рисунки.
Ритм: хорошо выражено чувство ритма, выкладывает заданный ритм с паузами на доске.
Творческая активность: ребенок не всегда готов к импровизации, не всегда активен, но уверенно исполняет музыкальные произведения в коллективе.
Уровень – высокий.
Восприятие: ребенок проявляет стойкий интерес к музыкальному искусству, эмоционально сопереживает настроению, характеру музыки, смело выражает свои чувства в словах и в движении.
Игра на ложках: владеет правильной посадкой и постановкой рук, может исполнить любую партию в знакомом произведении, может придумать ритмический рисунок самостоятельно, готов быть солистом.
Ритм: ребенок легко воспроизводит заданный и придуманный ритмический рисунок, как в исполнении, так и на доске.
Творческая активность: обладает фантазией, воображением, умением импровизировать, готов к самостоятельным музыкально-творческим проявлениям.
Методические материалы
2.5. Особенности организации образовательного процесса.
Возраст детей, занимающихся в ансамбле «Озорные ложкари» составляет 6-7 лет (дети подготовительной группы). Программа рассчитана на 1 год. Проводится 24 занятия в год, 2 раза в неделю по расписанию. Продолжительность занятия 30 минут. Количественный состав ансамбля 10-12 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.
Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Постепенно, от занятия к занятию усложняя музыкальный материал. Поначалу необходимо заинтересовать ребенка, развить желание заниматься в ансамбле и только потом переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный
(беседа, объяснение, художественное слово, использование фольклора).
- Репродуктивный
(разучивание, закрепление материала).
- Исследовательский
(самостоятельное исполнение, оценка, самооценка).
- Метод побуждения к сопереживанию
(эмоциональная отзывчивость на прекрасное).
- Метод поисковых ситуаций
(побуждение детей к творческой и практической деятельности).
Принципы построения педагогического процесса:
- Принцип фасцинации ;
- Творческой направленности;
- Игрового познания;
- Максимальной самореализации.
Формы организации образовательного процесса
Программное содержание дополнительной общеразвивающей программы «На пороге школы», реализуется на основе использования следующей формы организации образовательного процесса – малые группы до 15 человек, где предполагается - совместная игровая и познавательная деятельность взрослого и детей.
Формы организации занятий.
Музыкальное занятие является основной формой работы с детьми по программе «Озорные ложкари». Программа реализуется на основе музыкальных занятий тематического, доминантного и интегрированного типа.
Формами организации занятий являются:
- беседы с использованием наглядного материала (слушание русских народных песен, пр ибауток, сказок;
рассматривание подлинных народных инструментов, иллюстраций;
просмотр презентаций и видеофильмов о народной культуре)
- посещение «Музея музыкальных инструментов»,
- дидактические игры на развитие чувства ритма, закрепления музыкальных средств выразительности с помощью разных приёмов игры,
- игровые ситуации для создания эмоционального комфорта, стремления к совершенствованию качественного исполнения.
Музыкальная деятельность детей во время занятий подразумевается как активная (исполнительская, аналитическая) так и пассивная (слушание и восприятие). Учитывая возрастные особенности детей, музыкальное занятие по программе «Озорные ложкари» строится по такому же принципу, что и музыкальное занятие ООП ДОУ:
Беседа, слушание музыки (активное или пассивное)
Упражнение (объяснение приёма игры, наглядный показ, освоение приёма игры через исполнительскую деятельность).
Дидактическая игра
Работа с музыкальным материалом на закрепление приёма игры.
Исполнительская деятельность, включающая музыкально-ритмические движения.
Рефлексия.
Итоговой формой организации музыкальных занятий являются публичные выступления детей на праздниках, развлечениях и конкурсах, фотовыставки.
Педагогические технологии:
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии с современными образовательными технологиями:
1. Личностно-ориентированная технология, которая реализуется через психологическую поддержку, организацию учебного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику образовательного процесса;.
2. Здоровьесберегающая технология, реализующуюся через чередование разных видов музыкальной деятельности (активных и пассивных) использование пальчиковых игр, и музыкально-ритмические движения.
3. Игровая технология реализуется через дидактические игры, создание игровых ситуаций с элементами самооценки, и оценки друг друга.
4. Информационно-коммуникационная технология, которая применяется:
при подготовке и проведении занятий;
подбор дополнительного познавательного материала;
обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;
оформление документации, отчётов;
создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательного процесса с детьми.
2.6. Психолого-педагогические условия программы.
Реализация Программы предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами:
1. Взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр. ; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
3. Формирование готовности к публичному выступлению как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающего образовательного пространства, способствующего физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.
Формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста основывается на субъектном отношении педагога к ребенку; индивидуальном подходе, учете зоны ближайшего развития ребенка; мотивационном подходе; доброжелательном отношении к ребенку.
2.7. Структура программы
Весь образовательный цикл делится на три ступени исполнительского мастерства:
1 ступень – подготовительный этап
Цель: Приобретение начального музыкального опыта.
Задачи:
- Познакомить с деревянными ложками
- Подготовить исполнительский аппарат: постановка корпуса, рук.
- Научить держать 2 ложки в одной руке и извлекать звук.
- Познакомить с простейшими приёмами звукоизвлечения.
2 ступень – основной этап
Цель: Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа
Задачи:
- Знакомить с музыкальной культурой русского народа. - Развивать музыкальные способности: музыкальное мышление, память, чувство ритма и координацию движений.
- Познакомить с остальными приёмами звукоизвлечения, указанными в учебном плане.
- Формировать начальные навыки слаженной игры в ансамбле.
3 ступень – заключительный этап
Цель: Расширять представление детей о музыкальной культуре русского народа.
Задачи:
- Обогащать музыкальные впечатления детей средствами русского народного музыкального фольклора.
- Продолжать развивать музыкальные способности.
- Совершенствовать технику исполнения разных приёмов игры на ложках.
- Совершенствовать навык слаженной игры в ансамбле.
- Развивать умение эмоционально исполнять музыкальное произведение.
2.8. Алгоритм учебного занятия.
1 этап. Анализ предыдущего занятия, поиск ответов на следующие вопросы.
- Достигло ли занятие поставленной цели?
- В каком объеме и качестве реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?
- Насколько полно и качественно реализовано содержание?
- Каков в целом результат занятия, оправдался ли прогноз педагога?
- За счет чего были достигнуты те или иные результаты (причины?
- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?
- Все ли потенциальные возможности занятия и его темы были использованы для решения воспитательных и обучающих задач?
2 этап. Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего занятия:
- Определение места данного занятия в системе тем, в логике процесса обучения.
- Определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного.
- Обозначение задач занятия.
- Определение формы организации занятия, если в этом есть необходимость.
- Продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия.
- Подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.
3 этап. Обеспечение содержания занятия.
- Самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия).
- Обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий.
- Материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т. д.
4 этап. Проведение занятия (Алгоритм занятия)
-Пальчиковые игры;
-Дидактические игры на развитие чувства ритма
-Знакомство с наглядными пособиями, объяснение новых приёмов игры на ложках
-Практическое ознакомление с приёмами игры на ложках
-Повторение изученных приёмов игры
-Разучивание музыкального произведения для игры в ансамбле ложкарей.
-Динамическая пауза
-Устное закрепление названий изученных приёмов игры, определение формы музыкального произведения, которое использовалось на занятии.
2.9. Дидактические материалы
На протяжении всех занятий с детьми используются дидактический материал:
1. Е. А. Судакова «Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников» ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2016.
2. В. Жилин «Русские народные песни и танцы.» «Типография Автограф», Челябинск, 2004
3. В. Жилин, О. Леонтьева «Карл Орф. Музыка для детей. Русская версия. Том 1.», MPI, Челябинск, 2008
4. О. А. Скопинцева «Развитие музыкально-художественного творчества старших дошкольников», «Учитель», Волгоград, 2010
5. О. Н. Зотова «Активизация процесса песенно-инструментального творчества в детском саду», Нижегородский институт развития образования, Дзержинское музыкальное училище, Нижний Новгород, 1993
6. Г. Науменко «Жаворонушки» вып. 5, М, «Советский композитор», 1988
7. DVD «Шумовые и духовые русские народные инструменты»