Елена Любинская
Конспект НОД по обучению грамоте «Зима» в группе старшего дошкольного возраста 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте в группе старшего дошкольного возраста (6-7 лет) на тему «Зима»
Задачи: Закреплять навык различения гласных и согласных звуков; продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, деление слово на слоги; упражнять в составлении предложений по схеме; развивать умение определять количество слогов в словах; совершенствовать умения подбирать слова с заданным звуком развивать речь детей; развивать логическое мышление, внимание, фонематический слух, усидчивость; воспитывать самостоятельность, интерес к грамматике, бережное отношение к пособиям, культуру общения со сверстниками.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Зима“ в группе старшего дошкольного возраста 6–7 лет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Ход НОД
Дети входят в группу, приветствуют гостей. 1. Организационный момент. Метод приветствия «Улыбнись» - Я очень рада вас видеть сегодня всех! Сегодня к нам пришли гости, которым хочется узнать – чему вы научились на занятиях по Обучению грамоте. Я для вас приготовила интересные задания, которые вы должны выполнить. Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет награда.
- Ребята, скажите какое сейчас время года! (Зима)
- Давайте возьмёмся за руки и улыбнемся друг другу, пусть улыбка согреет нас в этот зимний денек и поможет нам выполнить все задания!
2. Мотивация НОД.
Снег кружиться и летает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом укрывает
И деревья и дома.
Сыплет, сыплет
Снег- снежок,
Начинаем наш урок.
- Ребята, я не оговорилась «Начинаем наш урок», так как вы скоро пойдете в школу и вы будущие школьники сегодня у нас будит не занятие а урок. А урок начинается со звонка. Поэтому позвонить в звонок предлагаем нашим гостям
- За столы всех приглашаю и задания предлагаю. (Дети садятся за столы).
- Давайте вспомним правила поведения в школе:
• Не кричать; четко говорить;
• Внимательно слушать педагога и друг друга;
• Если знаешь ответ, подними руку.
- Сегодня тема нашего урока «Зима»
1 Задания.
• Артикуляционная гимнастика
• Дыхательная гимнастика
- Посмотрите на столах у вас лежат снежинки, давайте поиграем с ними. Подуем на них
Как подует ветерок, так закружиться снежок.
- А вы умеете правильно дуть? Расскажите, как правильно надо это делать.
Делаем глубокий вдох через нос, плечи не поднимаются, выдыхаем через рот, медленно и долго.
• Пальчиковая игра
Работа с графомоторными дорожками.
2 Задание «Карточки- схемы»
Давайте вспомним, из чего состоит наша речь? (из предложений). А предложения? (из слов). Да дети, предложения- это несколько слов, которые дружат между собой. Скажите, что означает каждая полоска на схеме? Как пишем перовое слово в предложении? Что ставим мы в конце предложения? Посмотрите на схему предложения. Сколько слов у вас в предложении? Работаем в паре. Каждой паре необходимо придумать предложение по своей схеме. А так как сейчас на улице зима, пусть оно будит тематическим, о зиме. И помогут в этом подсказки- картинки. При помощи схем дети составляют предложения (метод мнемотехники).
3 Задание «Подсчитай слоги»
- Слова состоят из слогов. А кто из вас знает, как определить, сколько в слове слогов? (протопать, прохлопать, простучать). А еще как?
Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Это знает каждый из учеников
- Поделите слова на слоги и определите сколько слогов в слове: ЗИМА, СНЕГ, СНЕЖОК, ДОРОЖКА, СНЕЖИНКА, МОРОЗ, ЗИМУШКА, САНИ, ЛЫЖИ, СНЕГОВИК.
4 Задание Игра «Выделение звука из слов»
- Слоги состоят из букв и звуков. Чем отличается буква от звука? (Буквы мы видим, пишем, а звук мы слышим и произносим).
- Сейчас я буду говорить слова, а вы говорите, где находиться звук «С» (в начале, середине, в конце слова) : СУГРОБ, СОСУЛЬКА, СНЕЖИНКА, МАСКА, МАСКАРАД, САНКИ.
- Вы наверно устали? Давайте отдохнем и пальчиковую игру проведем «Прогулка».
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средним пальчиками «идем» по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками «комок»)
Птичек крошками кормили (кормим птичек)
С горки мы потом катались (ведем указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись (кладем ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели (едим суп, спать легли (ладошки под щечку)
5 Задание Звуковой анализ слова «Сани»
-Отгадайте загадку:
Я катаюсь на нём до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы,
А на гору всегда сам пешком я хожу,
И коня своего за верёвку держу. (Сани)
-Давайте сделаем звуковой анализ слова САНИ. (На доске демонстрационная картина САНИ, со схемой слова).
-Перед этим мы вспомним, какие бывают звуки? (гласные и согласные). Скажите мне, пожалуйста, какие звуки называют гласными?
Воздух свободно идет через рот.
Нет препятствий разных.
Голос учувствует, голос зовет,
Звук получается гласный.
Гласные тянуться в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- Гласное- это звуки, которые можно протянуть, пропеть. А-У-И-О-Ы,
произнесению которых во рту ничего не мешает, называют гласными. Гласные мы обозначим красным цветом.
-Какие звуки называют согласными?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Звуки, которые трудно пропеть, протянуть. Это те звуки, которые при произнесении встречают препятствие во рту. Согласные делятся: на твердые и мягкие.
Твердые- обозначаются синим цветом.
Мягкие- обозначаются зеленым цветом.
- Правила о звуках мы с вами вспомнили, а теперь произнесем слово САНИ вместе, выделяя каждый звук.
- Выделяем первый звук- СССССАНИ
- Второй звук- САААААНИ
- Третий звук- САНННННИ
- Четвертый звук-САНИИИИИ
- Ребята, давайте сейчас каждый из вас самостоятельно разберет слово САНИ на своих столах с помощью фишек. Все дети работают с раздаточным материалом за столами, а один ребенок делает анализ слово у доски для показа.
- Какой первый звук в слове? Произнеси его и дай характеристику? Каким цветом его обозначили? Почему, вы решили, что это твердый согласный звук?
- Какой второй звук? Каким цветом его обозначили? Почему?
- Что вы можете сказать о третьем звуке?
- Какой четвертый звук? Дайте ему характеристику?
- Сколько в слове гласных звуков? (Два звука). Назовите первый гласный звук? (А). Назовите второй гласный звук? (И).
- Сколько согласных звуков? (Два). Назовите первый звук? (С). Какой он? (твердый согласный звук). Назовите второй звук? (НЬ). Какой он? (мягкий согласный звук).
- Сколько слогов в слове САНИ? (два слога). Какой первый слог? (СА). Какой второй слог? (НИ).
- На какой слог падает ударения? (на первый слог).
Итог занятия: наше занятие подошло к концу. Какие задания вам показались самыми интересными? Мне понравилось, как вы все справились с такими сложными задания.
- Ребята, я вам сегодня смайлики дарю с улыбкой, которые вам помогла выполнить все задания.
- Всем спасибо за работу.
Звенит звонок вот и кончился урок.