Оксана Санько
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми ЗПР старшей подгруппы «Звук и буква П»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по обучению грамоте с детьми ЗПР старшей подгруппы.
Образовательная область «Речевое развитие».
Тема: Звук и буква П.
Цель: Знакомство со звуками (П-Пь, буквой П.
Коррекционно-образовательные задачи:
Познакомить детей с согласным звуком П, особенностями его артикуляции, с мягким вариантом звука и характеристикой звука.
Продолжать формировать понятие «согласный звук».
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте с детьми ЗПР старшей подгруппы „Звук и буква П“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Учить выделять звук в потоке и сочетании звуков, в слогах, словах.
Продолжать работу над развитием навыка звукового анализа и синтеза
прямых и обратных слогов с использованием зрительных символов.
Учить различать звуки по твёрдости-мягкости.
Познакомить с буквой П.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематическое восприятие, зрительное и слуховое внимание, память, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать навыки организованного поведения, самоконтроля, умения слушать и следовать инструкциям педагога, работать в коллективе.
Оборудование: игрушки, поезд, петрушка, поросёнок; полоски для определения позиции звука в слове; предметные картинки со звуком «П» и «Пь» в разных позициях; буква П демонстрационная; счётные палочки, «волшебные шнурочки», символы звуков дем-е и раздат-е.
Ход НОД
1 Организационный момент.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Транспорт»
2 Основная часть.
Какой транспорт вы ещё знаете? Выслушиваю ответы детей.
Сюрпризный момент. Приехал поезд пыхтит «П-П-П». Как пыхтит поезд? Какой звук вы услышали?
Упражнение Звук «П».
Предлагаю детям произнести звук «П» перед зеркалами (хором и индивидуально). Даём характеристику звука. Определяем, какой это звук : гласный или согласный и почему. Согласный, его нельзя петь.
Делаем вывод: звуки, которые нельзя петь, называются согласными. При его произнесении прохождению воздуха препятствуют губы (они «взрываются».)
Звук «П» произносится с препятствием (ему мешают губы.)
Какой ещё звук «П»? Твёрдый, глухой (при произнесении звука горлышко «не дрожит».) Каким цветом мы обозначаем твёрдые звуки? Ответы детей.
Звук «П» обозначается буквой П. Показ буквы. У звука «П» есть братец. Произношу звук «Пь». Даём характеристику. Звук «Пь», какой? (мягкий). Каким цветом мы обозначаем мягкие звуки? (зелёным.) Выясняем, чем похожи звуки «П» и «Пь»? (согласные, глухие., обозначаются буквой П.
А чем отличаются? (твёрдостью и мягкостью.) Звук «П» решил поиграть с вами.
3. Провожу игру «Прятки со звуком «П». Сейчас я буду произносить звуки. Если вы услышите звук «П» хлопните в ладоши. Среди слогового ряда – топнуть правой ногой. А теперь попробуем составить схемы слогов. 4. Составление схем слогов АП, УП, ОП, ПА,ЭП.
Упражнение «Сколько звуков?»
- Послушайте: «АП» - сколько звуков я произнесла? (2.)
-Какой первый звук? Какой второй звук? Выкладываем схемы слогов, используя зрительные символы. Молодцы.
5. Физминутка. Предлагаю покататься на поезде. Дети встают друг за другом и едут на поезде, произнося при этом П-П-П, слоги па-по-пу, пы-па-по, ап-уп-эп. Во время движения находим игрушки петрушку и поросёнка.
6. Игра «Разложи картинки с твёрдым «П» и с мягким «Пь». Наши гости любят рассматривать картинки. Надо им помочь разложить картинки вот в эти ведёрочки. Но прежде чем раскладывать картинки подумайте, кому какое ведёрочко достанется. Выделяем первый звук в словах петрушка, поросёнок и решаем, кому какое ведёрочко достанется. Петрушке даём зелёное ведёрочко, а поросёнку синее ведёрочко. Картинки: петух, топор, платье, пирамидка, помидор, суп, пирог. Молодцы справились с заданием.
7. Упражнение «Где звук». Предлагаю детям определить позиции звука в словах : суп, помидор, топор.
8. Знакомство с буквой П. Чтения стихотворения.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка Петя не ленись,
Подойди и потянись.
Из каких элементов состоит буква «П»? Ответы детей.
Мы три палочки возьмём,
Две дорожкой ровной сложим.
Третью наверху положим. Показ демонстрационной буквы, написание буквы в воздухе, выкладывание из счётных палочек, из «волшебных шнурочков.»
9. Итог занятия. Обобщающие вопросы. С какими звуками мы сегодня познакомились. Расскажите, что интересного вы узнали об этих звуках. Петрушка и поросёнок хвалят ребят, угощают витаминами и уходят.