Анна Ильина
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие на корабле» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие на корабле
Образовательная область: «речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Развитие умения выделять заданный звук в словах
Программные задачи :
Образовательная: упражнять в умении определять количество слогов в слове; в игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие звуки.
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие на корабле“ в старшей группе» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корабли. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая: развивать фонематический слух; развивать умение вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе, желание помочь другу.
Способы организации детей: сидя за столами.
Оборудование: фланелеграф, предметные картинки, карточки, обозначающие гласный, твёрдый и мягкий согласный звуки
Предварительная работа: дидактические игры по грамоте «Угадай звук», «Найди свой домик», «Артикуляционная гимнастика», «Фонематические потешки».
Ход НОД:
Деятельность воспитателя
Деятельность детей
I. Вводная часть
Воспитатель сообщает детям, что сегодня получил письмо, читает его: «Приглашаем всех детей совершить увлекательное путешествие на корабле».
- Кто мог бы прислать нам такое письмо?
- А вот и корабль. Давайте наденем гюйсы, пилотки и … путь!
. Что мы слышим? (ответы детей).
-Когда мы общаемся друг с другом, мы тоже слышим звуки. Это звуки речи.
- Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
- Назовите гласные звуки. Почему они называются «гласные»?
- Назовите согласные звуки. Почему они не поются? Что мешает?
- Чем отличается «звук» от «буквы»?
Ответы детей
Дети занимают места на корабле. Звучит спокойная музыка, слышатся крики чаек, шум волн, плеск воды и т. п
Звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем.
II. Основная часть
Воспитатель предлагает детям пройти в кают-компанию и немного поиграть.
Игра «Лишняя буква».
Каждому ребенку предлагается две карточки с буквами. Его задача – найти и зачеркнуть лишнюю букву, а затем объяснить свой выбор.
А О И К У
Б Т К Л А
Заработала рация.
Внимание! Внимание! Я слышу какой-то звук! Нам пришла радиограмма. Зачитываю её : «Срочно! Передайте на берег слова, которые начинаются со звука «М». Условие: передавать по мобильной связи по звукам».
Игра «Назови слово по буквам»
Воспитатель предлагает детям раскрыть конверты и достать оттуда карточку с картинкой на звук «М». Задача детей – назвать по буквам изображение на картинке (мак, муха, мука, мышка, мел, мяч, машина, море).
Игра «Найди звук»
- Дети хлопают в ладоши, если среди перечисленных звуков слышат звук «М».(Т И К М Ш Н М А Л П М)
- Дети хлопают в ладоши, если в перечисленных слогах слышат звук «М» (АК УМ ЭН ОЛ ЛА НУ МЕ НИ)
- Дети хлопают в ладоши, если в перечисленных словах слышат звук «М»(МАК ЗОНТ ЗАМОК МАЧТА МАТРОС)
Игра «Четвёртый – лишний»
Вниманию детей предлагается четыре картинки, в названии трёх из них есть звук «М».
МАК КОМАР РОЗА ДОМ
МУХА ЗАМОК ДЫМ РАК
Физкультминутка
Мы устали, засиделись, ,
Нам размяться захотелось.
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
Приседанья начинаем
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
Игра «Зашифруй слово»
Воспитатель сообщает детям, что получена ещё одна радиограмма, в которой просят передать шифровку «корабельных» слов на землю. У каждого из вас есть магнитная доска и разноцветные магнитики. Буду называть слово, а вы – шифровать его. Гласные буквы обозначаем красным кружком, твёрдые согласные – синим, мягкие согласные – зелёным.
НОС БОРТ КРУГ ПАЛУБА ШЛЮПКА
Дети объясняют шифровку.
Раздается вой сирены (или звук корабельного колокола). Внимание! Мы наткнулись на подводные рифы, и борт нашего корабля получил пробоины. Заделать мы их сможем, если каждый из вас назовёт слово со звуком «М» и определит место звука в слове. (в начале слова, середине или в конце).
Какие вы молодцы! Все очень постарались, и опасность миновала. Теперь мы можем путешествовать дальше.
Придумать предложение со словом «МОРЕ». Начертить схему предложения.
- Определить, какое слово не подходит (родственные слова)
МОРЕ МОРСКОЙ ЗАМОРСКИЙ МОРОЗ
СОЛЬ СОЛЕНЫЙ СОЛНЫШКО ЗАСОЛКА
КОРАБЛЬ КОРАБЛИК КОРАБЕЛЬНЫЙ КОРКА
Дети садятся. Дети по очереди берут «мешок с песком», называет слово со звуком «М», определяет местоположение звука и прикрепляет в нужное место на корабле (если звук находится в начале слова – на нос корабля, в конце слова – на корму, в середине слова – в центральной части судна).
Ответы детей.
III. Заключительная часть
Вот мы и приехали в наш детский сад! Со всеми заданиями справились!
Итог занятия
С кем и чем мы встречались на пути?
Какие задания выполняли?
Что вам понравилось на занятии?
Ответы детей