Алеся Лавренюк
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе «Природа — наш дом родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим, обучению грамоте в старшей группе
Тема: «Природа – наш дом родной»
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром и обучению грамоте в старшей группе „Природа — наш дом родной“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программное содержание : учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, быть экологически грамотными людьми, понимающими, что жизнь надо сделать чище. Развивать мышление, память. Воспитывать любовь к природе. Упражнять в составлении предложений, по опорным словам, нахождении места звука в слове.
Структура занятия:
1. Беседа, просмотр видео.
2. Загадки.
3. Рассказ о заповеднике.
4. Физкультминутка.
5. Игра «Да- нет».
6. Составление предложений на тему природа.
7. Просмотр презентации.
8. Встреча гостя.
9. Просмотр презентации.
10. Подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотри, сколько гостей сегодня собралось в зале. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы с вами будем разговаривать нам поможет «волшебный» экран, давайте повернемся к нему и внимательно посмотрим. (видео о природе)
-Что вы увидели на экране?
-Хорошо! Молодцы! Так, о чем мы сегодня будем с вами разговаривать?
Дети: Мы сегодня будем разговаривать о природе.
Воспитатель: Правильно! Природа имеет важное значение в жизни человека, ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она даёт человеку то, без чего жить невозможно. А что именно, подскажут загадки:
«Ну-ка кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжёт
Не фонарь, а ярко светит
Не пекарь, а печёт» (Солнце)
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он – невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем» (Воздух)
«Меня пьют,
Меня льют
Всем нужна я
Кто такая?» (Вода)
«Подмигнёт тебе украдкой
Из травы фонарик сладкий» (Ягода)
«Стоял на крепкой ножке
Теперь лежит в лукошке» (Гриб)
«Домовитая хозяйка,
Пролетает над лужайкой
Похлопочет над цветком
И поделится медком (Пчела)
«Блещет в речке чистой
Снежкой серебристой» (Рыба)
Воспитатель: Солнце, воздух, ягоды, грибы, пчела, рыбы и всё это что?
Дети: Это природа. Человек живёт в природе, от природы зависит жизнь человека.
Воспитатель: Как вы думаете, от человека зависит красота природы?
Дети: Да. Люди сажают деревья, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки…
Воспитатель: А всегда ли человек помогает природе? Может ли человек губить природу?
Дети: Человек загрязняет речки, вырубает леса, отлавливает животных…
Воспитатель: Люди могут приукрасить природу, а могут погубить оставшихся. В истории человечества встречается много примеров, когда человек не учитывает законы развития природы, наносил огромный вред растительному и животному миру и целым экологическим системам. Но замечательно, что человек умеет исправлять свои ошибки, создаёт заповедники.
Воспитатель: Что такое заповедники?
Дети: Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. В заповеднике запрещается рвать цветы. Ягоды, грибы, ловить рыбу, охотиться на птиц и животных. В заповедник приходят только на экскурсию.
Воспитатель: Заповедник – это островки спасения природы от человека. Заповедники – это наше богатство.
Воспитатель: Ребята, а какие вы знаете заповедник в Республике Беларусь?
Д/упражнение «заповедники РБ»
Воспитатель: Подойдите к карте Республики Беларусь и обозначьте зелёным цветом национальные парки, которые есть в РБ, а синим цветом заповедники РБ.
Ребенок: Я хочу показать Березинский биосферный заповедник, он находится в Витебской области.
- Полесский государственный радиоционально-экологически заповедник.
- Беловежская пуща (нац. парк)
- Нарочанский национальный парк
- Браславские озёры (нац. парк)
- Припятский национальный парк
Воспитатель: Только в заповедниках надо беречь природу?
Дети: Природу надо охранять и беречь в любом месте.
Воспитатель: А человек может быть без природы?
Дети: Нет, не может.
Воспитатель: У каждого человека есть дом, у птиц, у животных. А как можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля – наш общий дом.
Воспитатель: Приглашаю вас на физкультминутку.
Утром рано мы встаём,
Дружно песенку поём,
Вместе с нами дружно в лад,
Подпевают 100 зверят!
Подпевают 100 ежей,
Подпевают 100 ужей,
И поют ее зайчата,
И поют ее лисята,
Под землею старый крот
Эту песенку поет,
А в берлоге – медвежата,
А в болоте – лягушата,
Очень важный бегемот
С удовольствием поет
Даже страшный крокодил
Эту песню разучил!
Промурлыкала нам кошка
Тихо, сидя на окошке
Слышишь как под нашей крышей
Эту песню поют мыши?
А о чём же в ней поётся?
Как нам весело живётся!
Развивающая игра «Да- нет»
Воспитатель: Ребята нужно придумать вопросы на тему: что мы делаем чтобы сохранить природы? Отвечать на вопросы нужно только «да» или «нет».
Воспитатель: Можно лопать ветки у деревьев?
Ребенок: Нет.
Ребенок:….(задаёт вопрос)
Воспитатель: Нужно не только самому бережно относиться к природе и её богатствам, но и останавливать других, тех, кто относится к природе потребительски, не бережёт её.
Развивающая игра Составь предложение»
Воспитатель: Дети, посмотри на мольберт. На нем фотокартинки с изображением природы. Придумайте предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов со словом природа.
Дети: …. (ответы).
Воспитатель: Я знаю точно, что гость спешит к нам в зал, торопиться, бежит. А чтобы узнать, кто это мы обратимся за помощью к «волшебному» экрану. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Чтобы узнать, кто к нам придет, нужно поиграть. Внимательно смотрите на экран!
Воспитатель: Какой звук обозначается этим символом?
Дети: Этим символом изображается звук «М».
Воспитатель: Какой звук обозначается этим символом?
Дети: Этим символом изображается звук «И».
Играют до последнего символа («М», «И», «Ш», «К», «А»)
Воспитатель: Ребята, вот вы и узнали все символы, которые спрятались за окошком. Давайте их повторим.
Дети: «М», «И», «Ш», «К», «А».
Воспитатель: Какое слово получиться если сложить эти символы вместе?
Ребенок: Я думаю, что это слово «мишка».
Воспитатель: Правильно! Назовите в этом слове гласные звуки.
Ребенок: В этом слове два гласных звука «И» и «А».
Воспитатель: Правильно! Назовите в этом слове мягкие согласные звуки.
Ребенок: В этом слове один мягкий согласный звук «М».
Воспитатель: Отлично! Назовите в этом слове твердые согласные звуки.
Ребенок: В этом слове два твердых согласных звука «Ш» и «К».
Воспитатель: Мы долго с вами занимались, давайте сделаем гимнастику для глаз. Посмотрите на «волшебный» экран там появится солнышко и внимательно наблюдайте за синей точкой, головой старайтесь не шевелить.
Воспитатель: Берегите своё зрение!
Воспитатель: Молодцы! Теперь вы знаете, кто придет к нам в гости. Встречайте нашего гостя.
Мишка: Здравствуйте ребята, слышал я, что здесь собрались самые умные ребята, которые собираются идти в школу. Это так? Я правильно пришел?
Дети: Да, правильно!
Мишка: Я принес для вас угощение. А чтобы получить его, нужно выполнить задания от Буратино. Посмотри внимательно на экран и отвечайте быстро и правильно!
(на экране презентация с заданиями)
Задание 1. Назови предметы на заданный звук.
Воспитатель: Ребята, на экране картинки с изображением насекомых: оса, муравей, стрекоза, кузнечик. Назовите слова, которые начинаются на звук «М»?
Ребенок: Слово «муравей» начинается на звук «М».
Воспитатель: Ребята, назовите слова, которые начинаются на звук «О»? («С», «К»)
Ответы детей.
Задание 2. Назвать слова в названии которых есть нужный звук.
Воспитатель: Ребята, на экране картинки с изображением диких птиц: аист, лебедь, синица, голубь, дятел, скворец. Назовите слова, в названии которых есть звук «А»?
Ребенок: В словах «аист» и «синица» есть звук «А».
Воспитатель: Ребята, назовите слова, в названии которых есть звук «О»? (звук «Е»).
Ответы детей.
Задание 3. Назови слово.
Воспитатель: Ребята, на экране изображены картинки: лимон, улитка, груша. Назовите первый звук в слове «лимон».
Ребенок: В слове «лимон» первый звук «л».
Воспитатель: Да, правильно. Назовите первый звук в слове «улитка»?
Ребенок: В слове «улитка» первый звук «у».
Воспитатель: Да, верно. Назовите первый звук в слове «груша»?
Ребенок: В слове «груша» первый звук «г».
Воспитатель: Отлично! А сейчас соедините эти звуки вместе, какое слово получлось?
Дети: ЛУГ
Тоже самое проделать со словами «лес» и «поле». (см. презентацию)
Задание 4. Подбери нужный звук.
Воспитатель: На экране изображены гласные звуки «А», «У», «О», и два согласных звука «Ж», «К». Подбери гласный звук так, чтобы получилось слово.
Ребенок: Я думаю, нужно вставить звук «У», и получится слово «жук».
Воспитатель: Давайте проверим! Да, всё правильно!
Тоже самое со словом «мак». (см. презентацию)
Задание 5. Подбери слово по схеме.
Воспитатель: Дети, на экране изображены дикие животные: заяц, лиса, ёж. Подбери ту, картинку название которой подходит звуковой схеме (мягкий согласный звук, гласный звук, твёрдый согласный звук, гласный звук).
Ребенок: Я думаю, что этой звуковой схеме, подходит слово «лиса».
Воспитатель: Давайте посмотрим так ли это! Да, молодец!
Тоже самое со словом «волк». (см. презентацию)
Мишка: Молодцы ребята, вы правильно выполнили все задания, и вы заслужили моё угощение! Но прежде чем мне вернуться домой в лес, я оставлю вам мой наказ! (читает).
«Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живёшь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём
Природою родной земли
Зовётся этот дом».
Мишка: Берегите природу. А угощение ждет вас в моей корзинке. (даёт воспитателю).
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вставайте! (делают кружочек) Скажите, что на занятие понравилось больше? А может быть кому-то было сложно или неинтересно? (ответы детей)