Оксана Крук
Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие» : обучение грамоте
«Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»
(группа общеразвивающей направленности от 6-ти до 8-ми лет)
Крук О. А., воспитатель
Публикация «Конспект НОД по обучению грамоте „Путешествие по сказке „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
Цель: воспитывать правильное звукопроизношение, развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
Задачи:
• продолжать учить детей проводить фонетический разбор слов;
• закрепить умение различать твёрдость и мягкость согласных звуков;
• составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём;
• формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
• развивать внимание, логическое мышление;
• воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение слушать других
Интеграция: образовательные области "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие"
Предварительная работа:
• чтение сказки «Гуси-лебеди»
• отгадывание загадок
• дидактические игры и упражнения по обучению грамоте
Материал к занятию:
• фишки цветные: красные, синие, зеленые, черные;
• предметные картинки,
• буквы
• яблоко (муляж,
• раскраски на каждого ребенка.
• мультимедийная установка
• картинки : заяц и медведь
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами отправимся путешествовать по сказке. А по какой сказке, вы должны угадать (Слайд1)
В сказке птицы страшные.
Печка, спаси меня!
Яблонька, спаси меня!
Реченька, спаси меня!
(Гуси-лебеди)
- Дети, как сказка называется? (Гуси-лебеди) (Слайд 2).
- О чем эта сказка? (О том, как гуси-лебеди унесли Иванушку к Бабе-Яге) (Слайд3)
Машенька: (Слайд 4.). Ребята, помогите мне найти и спасти своего братца Иванушку.
Воспитатель: Поможем Машеньке? Чтобы начать путешествовать по сказке, давайте скажем волшебные слова.
Ра- Ра- Ра - начинается игра.
Са- Са –Са - ждут в пути нас чудеса.
- Ребята, где живет Баба-Яга? (в дремучем лесу)
1. Фонетическая зарядка (Слайд 5 - лес)
В лесу воют волки у-у-у,
Шелестят листья ш-ш-ш,
Ползают и свистят змеи с-с-с.
- Что мы произнесли? (Звуки)
- Чем обозначаются звуки? (буквами)
- Чем они отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы видим, пишем)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные мягкие и твердые)
- Чем согласные звуки отличаются от гласных? (гласные звуки можно протянуть, пропеть, а согласные – нет).
- Молодцы!
- Дети. Нам на пути встретилась печка (Слайд 6)
Давайте спросим у нее, куда полетели гуси-лебеди : «Печка-печка, куда гуси-лебеди полетели?»
Печка: (Слайд 6-звук) Выполните мое задание, и я вам скажу. Определите мягкие и твердые согласные звуки, с которых начинаются слова на картинках.
2. Дидактическая игра «Определи 1-ый звук в слове».
Дети, а картинки мы будем дарить гостям из леса Зайцу и Медведю, они тоже хотят помочь Машеньке найти брата. (Воспитатель раздает детям предметные картинки). Если первый звук в слове в твердый согласный – дарят картинку зайцу, а если мягкий согласный – медведю).
Печка: (Слайд 6-звук) : с этим заданием вы справились. Молодцы! Ищите Иванушку у Бабы Яги.
Воспитатель: А вот мы с вами и дошли до яблоньки (Слайд 7)
- «Яблонька, яблонька, подскажи нам в какую сторону полетели гуси-лебеди?».
Яблонька: (Слайд7-звук)
- Скажу, если вы проведете звуковой анализ слова «избушка».
(Дети присаживаются за столы).
3. Звуковой анализ слова «избушка» (дети за столами проводят звуковой анализ слова, один ребенок у доски)
Сколько слогов в этом слове? (3 слога – из - буш-ка).
1-ый звук [и]- гласный
2-ой звук [з]- согласный, твердый
3-ий звук [б]- согласный, твердый
4-ый звук [у]- гласный
5-й звук [ш] - всегда твердый согласный
6 звук [к]- твердый согласный
7-й звук [а] -гласный
ударный гласный звук - звук [у]
- Сколько звуков в слове? (7)
А сейчас нужно заменить звуки в звуковом анализе слова "избушка" на буквы.
- Ребята, для вас яблонька приготовила еще одно задание: нужно составить предложение со словом "заяц", определить количество слов в предложении и графически записать его.
4. Составление предложения со словом «заяц» и запись его графически.
- Молодцы! За то, что вы справились с заданиями, яблонька дарит вам яблоко. Оно нам еще пригодится.
- Ребята смотрите мы дошли до речки. (Слайд 8). Как же нам пройти через нее?
Речка : (Слайд 7-звук) Чтобы пройти через речку, надо поиграть в игру «Назови слово с ударным гласным звуком» (Задание проводится на ковре).
5. Игра «Назови слово с ударным гласным звуком [у]» (в кругу). Дети произносят слова, в которых ударный гласный [у], передавая яблоко друг другу по очереди.
- Молодцы! Справились с заданием. Вот мы с вами прошли речку и добрались до избушки Бабы-Яги. (Слайд 9)
Но Баба-яга не хочет отдавать Иванушку.
Баба-Яга: (Слайд 10 -звук) Я предлагаю поиграть в игру: "Назови слова" и если вы меня порадуете, то я отдам Иванушку.
6. Игра "Назови слова со звуками [з] и[ мь].
У нас в гостях Зайка и Мишка. Вы сказали, что слово "заяц" начинается со звука [з], а слово "медведь" со звука [мь]. Вот со звуками [з ]и [мь] называем слова. Звуки эти могут слышаться в словах в начале, в середине или в конце слова.
Дети называют слова с определением места звука в слове и получают фишки за правильные слова.
Баба Яга: (Слайд 10). Вы меня порадовали и я отдаю Иванушку Машеньке.
Итог занятия.
Воспитатель: Молодцы, дети! Сегодня вы помогли Машеньке своими знаниями. (Слайд 11)
Что вы сделали для того, чтобы спасти Иванушку? (произносили слова с ударным гласным звуком [у], проводили звуковой анализ слова «избушка», определяли первый звук в слове, составляли предложения со словом «заяц», называли слова со звуками [з]и [мь])
- Вам понравилось путешествие?
- Какие трудности вы испытывали?
- Кому легко было на занятии?
Дифференцированная оценка воспитателя деятельности детей на занятии.
- Машенька вам говорит: «Спасибо» и дарит раскраски. На этом наше путешествие по сказке закончилось