НИНА ОСЬКИНА
Конспект НОД по обучению грамоте «Мы — грамотеи!» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие звуковой культуры речи.
Программные задачи :
Образовательные:
1. Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.
2. Продолжать учить детей различать гласные, согласные звуки.
3. Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделяя.
Развивающие:
-развивать фонематическое восприятие и слух;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебной деятельности.
Материалы и оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
Конверт, письмо, карточка с домом, загадки, картинки для игры «Определи звуки природы»;
Схемы-модели, фишки;
5 ключей и замков;
Сундучок;
Книга Азбука (Букварь);
Магнитофон с записями звуков природы.
Образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, связь с ИКТ.
Предварительная работа: знакомство с гласными звуками, знакомство с символами гласных звуков, нахождение места звуков в словах, составление звукового анализа.
Методические приё мы: сюрпризный момент, артикуляционная гимнастика, отгадывание загадок, работа со звуковой моделью слова «дом», беседа – диалог, физкультминутка, словесная игра, работа с картинками, прослушивание звуков природы, анализ, подведение итогов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
С добрым утром! Здравствуйте!
Воробьи кричат с утра
Всем здоровья мы желаем.
И, конечно же, добра!
/Стук в дверь/
Воспитатель: Ребята! Кто-то стучит в дверь. К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГДейки»! Давайте её распечатаем и узнаем, что там внутри.
(Дети и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо)
Воспитатель: Сундучок-то не простой! С замками!
Воспитатель: Ребята, давайте посчитаем, сколько здесь замочков.
(Дети присаживаются)
А теперь, давайте прочитаем письмо:
«Дорогие дети старшей группы «Капельки»!
Пишет вам Дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислал для вас подарок в сундучке. Но сундучок волшебный, с замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои волшебные помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!
Дед Грамотей»
Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?
(Ответы детей)
Артикуляционная гимнастика «Хоботок»
Я слегка прикрою рот,
Губы – «хоботом» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке: у-у-у.
Воспитатель: А вот и загадки здесь в письме. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идё т речь в загадке:
Есть в комнате портрет,
Во всём на вас похожий.
Засмейтесь – и в ответ
Он засмеётся тоже.
Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!
(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)
Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорилось в письме Деда Грамотея! Справимся с этим заданием - один замок откроем!
Задание №1.
Воспитатель: Вместе с письмом Деда Грамотея в конверте лежит карточка где нарисовано - что?
Дети: Дом.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове дом. Какой первый
звук?
Дети: Д-д…
Воспитатель: Звук Д. Давайте попробуем пропеть этот звук. Д-д-д… Получается? А что нам мешает?
Дети: Зубы
Воспитатель: Если мы не можем его пропеть, то это какой звук?
Дети: Согласный
Воспитатель: Какой фишкой мы обозначаем согласный звук?
Дети: Синей.
Воспитатель: Правильно! Какой второй звук в слове дом?
Дети: Д-оооо -м! Звук О
Воспитатель: Давайте попробуем пропеть этот звук.
Дети: О-о-о…
Воспитатель: Звук О можно пропеть, ему ничего не мешает. Какой это звук?
Дети: Гласный. (работа с моделью)
Воспитатель с детьми пробуют пропеть третий звук М и определяют, что он не поётся, а значит он согласный. (работа с моделью)
Воспитатель: Ребята, а куда падает ударение? Какой звук, я произношу сильнее, протяжнее?
Дети: Звук О. (Индивидуальные и хоровые ответы)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!
(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)
Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:
Не куст, а с листочками,
Не человек, а разговаривает,
Не рубашка, а сшита.
Дети: Книга!
Воспитатель: А как вы думаете, ребята, где мы будем искать второй ключ?
Дети: В книжном уголке.
(Находят второй ключ, выполняют второе задание.)
Задание №2.
Воспитатель: А задание такое: поиграть в игру «Доскажи словечко». Дед Грамотей очень любит стихи. Однажды он начал вспоминать их, но… забыл слова. Давайте поможем Дедушке!
1. Тихо,тихо, как во сне,
Падает на землю (Снег)
2. С неба все скользят пушинки-
Серебристые (Снежинки)
3. Вот веселье для ребят-
Все сильнее (Снегопад)
4. Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в (Снежки)
5. Словно в белый пуховик
Нарядился (Снеговик)
6. Рядом снежная фигурка
Эта девочка (Снегурка)
7. На снегу-то, посмотри,-
С красной грудкой (Снегири)
8. Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил (Снег)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, к какому времени года относятся вами досказанные слова?
Дети: К зиме.
(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)
Воспитатель: Молодцы, справились со вторым заданием. Вот, держите ключик! У нас уже два замка открыты. Устали? Давайте теперь отдохнем. Ребята, кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?
Дети: Буратино.
Воспитатель: Правильно. В сказке «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Физминутка:
Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.
Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,
Три – нагнулся. Надо на носочки встать.
(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)
Воспитатель: Вот еще одна загадка от Деда Грамотея :
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует, -
А сегодня вечерком
Он раскрасит наш альбом.
Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!
Вот и третье задание с третьим ключом. Сейчас мы с вами послушаем звуки природы (птиц, животных). Слушать надо внимательно!
Какие звуки вы услышали? (утка, дятел, волк, курица, кукушка, ручей)
Давайте разделим эти слова на слоги. (Дети делят слова на слоги с помощью руки, подставленной к подбородку).
Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты!
Воспитатель: Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:
Что за чудо – кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю.
Дети: строительный напольный конструктор - кирпичики. Находят ключ.
Задание №4.
Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!
Я буду называть действие, а вы будете отвечать, кто их совершает.
Игра с мячом.
• Кто и что летает? (Самолет, птица, воздушный шар, бабочка, муха, пушинка, листья желтые с деревьев)
• Кто и что плавает? (Корабль, доска, человек, собака)
• Кто и что греет? (Печь, солнце, грелка)
• Кто и что идет? (Человек, дождь, снег, время)
• Кто и что стоит? (Человек, дом, столб, стол)
• Кто и что прыгает? (Мячик, заяц, человек)
(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» четвертый замок).
Воспитатель: Вот и последний ключ нам осталось найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать :
Стоит мокрый Ванек,
А в кудрях - огонек!
Дети: Бальзамин (Ванька-мокрый)
Воспитатель: Где искать нам этот цветок?
Дети: В уголке комнатных растений. (Находят ключ)
Задание №5.
Воспитатель: Слушайте последнее, пятое задание!
Это игра «Магазин».
Мы пришли в продуктовый магазин. Покупать можно только те продукты, в названиях которых есть звук «С».
Что вы купите? Дети называют продукты: сыр, сосиски, сахар, соль, сухари, сок, колбаса, свекла, капуста.
А теперь мы выбираем только те продукты, в названиях которых есть звук «К» : картошка, какао, кофе, карамель, крупа, шоколад.
Давайте выберем продукты, в названиях которых есть звук «М» в начале слова: молоко, масло, макароны, мука.
(Когда дети называют слова, можно попросить их придумать предложение с названым словом)
После выполнения задания дети получают пятый ключ, «вставляют» в замок. Сундучок открывается.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что здесь лежит!
Дети: Это Азбука!
Воспитатель: Спасибо Деду Грамотею! Мы с вами положим Азбуку в книжный уголок, будем изучать буквы и скоро научимся читать! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?
Все молодцы!