Анна шигапова
НОД по познавательному развитию «Все ремесла хороши» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство с народными ремеслами и развитие познавательного интереса к русским народным обычаям и традициям.
Задачи:
Обучающие:
- Учить детей выделять и обобщать характерные признаки
народных ремесел.
- Продолжать знакомить с историей русского народа.
Развивающие :
- Развивать у детей связную речь.
- Продолжать развивать интерес к русским народным обычаям,
традициям.
Воспитательные:
1. Воспитывать уважительное отношение к труду русских мастеров-ремесленников.
Публикация «НОД по познавательному развитию „Все ремесла хороши“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
Планируемые результаты:
Дети умеют выделять и обобщать характерные признаки народных ремесел. Познакомятся с историей народа Красноярского края. Разовьют связную речь. Появится познавательная активность к русским народным обычаям, традициям. Появится уважительное отношение к труду русских мастеров-ремесленников.
Образовательная среда:
Русский национальный женский наряд (головной убор-платок с красивым рисунком, сарафан) для воспитателя, дидактическая игра «Помоги Гончару», презентация, мешок, лоскутки ткани, кусок холста, клей ПВА, кисти жесткие, салфетки, дидактическая игра «Найди что пропало», аудиозаписи: хороводная русская народная музыка и музыка для мастерской, светодиодный шар, видеопроектор, ноутбук.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Характер взаимодействия субъектов деятельности: педагог – ребенок, педагог – группа детей, ребенок – ребенок.
Руководство деятельностью:
1. Потребностно – мотивационно-целевой этап:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся и подарим им свои улыбки, и пусть от наших улыбок всем будет радостно и тепло (Дети здороваются с гостями).
- Посмотрите на мой наряд. (Кружится, подводит детей к тому, чтобы они обратили внимание на русский народный костюм).
- Нравиться?
- А сейчас носят такие наряды? (ответы детей)
- Когда носили? Где?
- Раньше, на Руси, все женщины и девочки носили такую одежду и изготавливали ее сами, затем украшали разными узорами.
- А что такое Русь? (ответы детей).
- Давным-давно Россию называли Русью, и славилась она своими мастерами – ремесленниками.
- И у нас в Красноярском Крае, жили свои мастера, которые занимались разными ремеслами - кто из дерева ложки, да посуду разную точил, кто из прута, да бересты плел, кто из глины лепил, а кто рукоделием занимался.
Воспитатель: - Ребята, я приглашаю вас в гости к народным Сибирским мастерам назад в прошлое, а поможет нам в этом мой волшебный шар.
Только нужно всем закрыть глаза и вместе со мной сказать волшебные слова:
- «Абра - Кодабра, Ханды - Гей,
Волшебный шар, отправь нас в прошлое скорей» (Дети закрывают глаза, включается шар)
2. Практический этап:
Воспитатель:
- Ребята, вот мы и попали в гости к народным Сибирским мастерам. Оглянитесь вокруг!
По деревням и по хатам мы заглянем в каждый дом.
Кто живет там, спросим, рассказать о себе попросим.
Перед нами дом большой, и красивый – то какой!
Кто же в доме том живет? Кто нам двери отопрет? (слайд 1).
Дети: Гончар.
Воспитатель:
- Чем занимается гончар?
Дети: Лепит посуду.
Воспитатель:
- Из какого материала вылеплены эти изделия?
Дети: Из глины.
Воспитатель:
- Значит они какие?
Дети: Глиняные.
Воспитатель: ( слайды: 2,3,4,5)
- В Сибири очень много рек и озере и поэтому мастер добывает глину по их берегам. Затем лепит свои изделия на гончарном круге, сушит и обжигает в печи.
Воспитатель:
- Давайте рассмотрим изделия, вылепленные из глины (слайд 6).
- У мастера в доме живет ученик - подмастерье, который решил подшутить над мастером и спрятал все его изделия непонятно куда, предлагаю помочь мастеру отыскать все изделия, спрятанные подмастерьем.
(д. /и. ««Найди, что пропало»).
- Ребята, кто изделия найденные нами?
- Какие изделия изготавливает гончар?
В. А теперь идем мы дальше.
Кто же встретит нас сейчас и расскажет свой рассказ? (Ответы детей)
Воспитатель: Это – мастер по работе с деревом. (слайд 7).
Воспитатель:
- Сибирь всегда славилась своими лесами и рощами, поэтому у мастеров всегда было очень много материала для изделия.
- Ребята, что это за изделия?
- Какая она? (деревянная). Повторим!
- Мастера работали не только с деревом, но и с берестой.
- А Вы знаете, что такое береста? Береста – это верхний слой коры березы!
Из бересты нарезали полоски и плели свои изделия.
- Посмотрите ребята, из чего сделаны эти изделия? Значит они какие? Повторим!
- Ребята, пока мастер был занят своим любимым делом, поднялся сильный ветер, распахнул дверь, перепутал и разбросал в разные стороны все предметы. Поможем мастеру найти карточки, на которых изображены его изделия и расположить их в ряд на место в шкаф. Готовы? Какие изделия мы расставили на место? Как называется мастер, который изготавливает эти изделия?
Русский народ умел не только хорошо трудиться, но и веселиться. Предлагаю покататься на «Карусели».(р. н. и. «Карусель»)
А теперь идем мы дальше…
Снова дом встречает нас,
Кто нас ждет на этот раз?
Дети: (ответы)
Воспитатель: - Кто это? Чем она занимается?
Эта мастерица называется швея - рукодельница (слайд11).
- А что она шьет? (ответы детей) (слайд 12).
- Как Вы знаете ребята, у нас в Сибири бывают очень сильные морозы и поэтому швеи шили теплые лоскутные одеяла.
- Ребята, но чтобы одеяло получилось, теплым, ярким, ровным, красивым - что нужно сделать? (Ответы).
- Лоскутки нужно разложить так, чтобы эти цветные квадратики соединялись ровно уголками и сторонами.
- Я предлагаю побыть сегодня мастерами и сшить теплое, лоскутное одело.
- Проходите в мастерскую!
Результативный этап:
– Посмотрите, я для Вас, приготовила разноцветные лоскутки и холсты. (Воспитатель достает из мешка лоскутки, ткань.)
Всё умеют мастерицы:
Шить, вязать и песни петь.
– Скажите, какой они формы?
– Чтобы одеяло получилось ровным, ярким, красивым, что нужно сделать? (ответы детей)
– Лоскутки нужно разложить так, чтобы эти цветные квадратики соединялись ровно уголками и сторонами. (Слайд 15).
(Дети приступают к работе, звучит народная спокойная музыка.)
Строчка за строчкой –
Все лоскуточки в цепочки.
Ловкие руки собирают,
А потом сшивают.
Одеяло получают.
(Дети с воспитателем рассматривают готовое одеяло)
- Молодцы ребята, какое красивое одеяло у нас получилось.
Предлагаю поиграть в игру «Золотые ворота».
Ну а теперь ребята, пришла пора возвращаться обратно в настоящее!
Вставайте в круг, закрываем глаза и говорим волшебные слова!
Рефлексия:
В. Ну вот, ребята, мы с Вами побывали сегодня у мастеров, которые изготавливают, посуду, вещи из различных материалов, сами были мастерами! Вам понравилось? В гостях, каких мастеров мы сегодня побывали?
– Ребята, как вы думаете, легко ли заниматься ремеслом?
– Какими качествами должны обладать мастера - ремесленники? (Усидчивостью, терпением, вниманием.)
– Кем вы сегодня себя ощущали? Почему?